…И никаких очередей в единых информационных расчетных центрах
– Владимир Петрович, преимущества единого платежного документа для граждан в целом понятны, а вот чем вызвана необходимость создания ЕИРЦ в процессе управления городским хозяйством и как это повлияет на качество жилищно-коммунальных услуг, как-то осталось «за кадром».– Дело в том, что отсутствие единого информационного пространства в ЖКХ длительное время служило серьезным сдерживающим фактором реформирования данной отрасли. Действующая система отчетности в настоящее время характеризуется низкой достоверностью информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, потребителях и производителях этих услуг, а также отсутствием автоматизации сбора информации.
– Не понимаю, откуда берутся недостоверные сведения, ведь жители платят за жилищно-коммунальные услуги по расчетам, произведенным на основании официальных документов, где учитывается буквально все – от количества маршей на лестничных клетках до высоты потолков…
– Неточности, а зачастую и грубые ошибки в расчетах связаны в первую очередь с тем, что многие поставщики жилищно-коммунальных услуг, которые перешли на прямые расчеты с населением, пользуются своей, зачастую непроверенной, базой данных. В результате возникали ситуации, когда в квитанции ДЕЗа плата за холодную воду рассчитывалась на семью из 3 человек, а за горячую воду Мосгортепло этому же адресату начисляло сумму за 5 человек. Или, скажем, плату за техобслуживание ДЕЗ рассчитывает с учетом излишков, не взимая их за тепло.
– Правильно ли я поняла, что ресурсоснабжающие организации, напрямую принимая средства от населения за жилкомуслуги, не заинтересованы в объективной информации о реальных объемах поставляемых ими услуг?
– Недостаточная оперативность получения информации значительно ограничивает возможности ее использования. Данные обстоятельства не позволяют реально оценить сложившуюся обстановку в отрасли и, соответственно, правильно принять решение, а органы муниципальной власти в связи с этим несут существенные финансовые потери. Значительная часть информации, необходимая для анализа и прогнозирования, и будет содержаться в сведениях, получаемых от ЕИРЦ.
– То есть задача ЕИРЦ состоит также в том, чтобы обеспечить прозрачность информационных и финансовых потоков?
– Совершенно верно.
– Тогда разъясните москвичам, какой документ все-таки действителен к оплате: единый нового образца или те квитанции, которые продолжают поступать гражданам от организаций–поставщиков жилищно-коммунальных услуг?
– Все москвичи получат через почтовые ящики единый платежный документ, где будет четко указано, с какого месяца они начнут оплачивать коммунальные и жилищные услуги одной квитанцией. С этого момента все остальные виды платежных документов согласно постановлению правительства Москвы считаются утратившими силу и являются недействительными.
– Расчетные центры создаются по единой схеме или возможны различные варианты их организационной структуры?
– Постановлением правительства Москвы определены две формы расчетных центров: в структуре дирекций единого заказчика (ДЕЗ) и Городского центра жилищных субсидий (ГЦЖС).
– Если эти схемы принципиально отличаются друг от друга, то будут ли они иметь единую базу данных, без чего, собственно, ЕИРЦ теряет смысл?
– Они разные по форме, но имеют совместимое программное обеспечение.
– Какие именно варианты ЕИРЦ разработаны, и где они будут внедрены?
– Большинство округов пошло по пути создания окружного ЕИРЦ и по одному в каждом районе при ДЕЗе. Такая схема утверждена, в частности, в Центральном, Восточном, Юго-Восточном, Юго-Западном, Западном и Северном округах. Это сделано в основном за счет объединения бухгалтерий участков ДЕЗов в одном месте либо путем создания в районах отделений расчетных центров на участках приема населения. Другое направление ЕИРЦ – создание отдельного предприятия расчетного центра с филиалами в районах. Им же передается штат сотрудников бухгалтерий ДЕЗов. Так будет работать, например, ГУП ЕИРЦ Северо-Восточного округа. Третье направление – создание окружного ЕИРЦ в гендирекции. По этой схеме будет функционировать ЕИРЦ в Южном округе. При создании расчетного центра в структуре Городского центра жилищных субсидий окружной ЕИРЦ будет работать на базе одного из районных отделений ГЦЖС.
– Скажите, пожалуйста, какие задачи удалось решить при создании информационных центров?
– Во-первых, привести начисление платежей к единообразию. Затем, что тоже очень важно, наладить своевременное выполнение всех расчетов с учетом субсидий и дотаций из бюджета. Многие москвичи, кому оказывается социальная поддержка городскими властями, хорошо знают, с каким опозданием порой поступают эти платежи. Еще один принципиальный момент: автоматическая обработка поступающих платежей позволяет производить ежедневный контроль поступления денежных средств от потребителей жилищно-коммунальных услуг.
– Как вы считаете, создание единых информационных центров в какой-то мере будет способствовать повышению собираемости платежей?
– Безусловно, ведь ЕИРЦ предполагают другой качественный уровень обслуживания москвичей. Тем более, возможность оплачивать услуги не полностью, а частично, с погашением долга в следующем месяце, позволит не накапливать значительные суммы задолженности по ЖКУ.
– Владимир Петрович, в прессе появились слухи о том, что тариф на ремонтно-жилищное обслуживание якобы установлен незаконно. Как вы к этому относитесь?
– К слухам я отношусь плохо. Что касается правовой оценки тех или иных действий городских организаций, то ее может дать только суд, поэтому предлагаю дождаться судебного решения по данному вопросу и после этого делать выводы и затем публиковать их в СМИ. К тому же судебное решение будет вынесено в ближайшие несколько дней.
– Кроме перечисленных какие еще задачи позволяют решать ЕИРЦ?
– Их достаточно много, я назову лишь некоторые. Во-первых, информационные расчетные центры помогут упорядочить договорные отношения между потребителями, поставщиками ЖКУ и управляющей организацией. Также будет обеспечено целевое использование поступивших от населения средств. Сотрудники ЕИРЦ смогут информировать потребителей о ставках, тарифах, нормативах, льготах и компенсациях при начислении. В свою очередь, поставщики жилищно-коммунальных услуг получат достоверные сведения о количестве неплательщиков и сумме недополученных средств. Помимо этого сократятся сроки прохождения финансовых потоков от потребителей к производителям услуг. Информационная база ЕИРЦ дает возможность прогнозировать поступление и необходимые затраты на предоставление субсидий и компенсаций при изменении тарифа, а также осуществить мониторинг развития отрасли ЖКХ. Все это создает условия для организации более жесткой системы контроля за финансовой деятельностью ресурсоснабжающих предприятий и эффективно формировать бюджеты органов власти, а в этом заинтересованы все москвичи.