Чтобы «юрики» не попали в жмурики
Этот дом на Фрунзенской набережной был построен в 1959-м. Возраст не самый почтенный, но достаточный для того, чтобы спустя десятилетия вспомнить о капремонте. В конце 80-х его и начали – силами строительных организаций тогда еще Ленинского района. Все делалось в «лучших традициях» того времени, т. е. из рук вон. А поскольку на город надежда была плохая, жильцы решили позаботиться о себе сами. Вот и родилась идея… мансарды.Подсказал ее известный московский архитектор Борис Тхор, большой энтузиаст таких надстроек над домами.
В 1991-м жители дома № 36 организовали Совет общественного самоуправления (впоследствии преобразованный в территориальную общину) и получили «добро» от Московского правительства на проведение эксперимента. Нашли иностранного инвестора – немецкую фирму, которая вложила в строительство мансарды 20 млн. марок (евро тогда еще не было). Так к 1995 году в столице возникла первая мансарда, построенная по инициативе жильцов. Квартиры в мансарде стали сдавать. Появились деньги – прямо с неба. В прямом и переносном смысле.
На те деньги сделали капремонт в 384 квартирах (включая инженерные коммуникации) и на лестничных клетках во всех 12 подъездах. Заменили лифты, поставили новые входные двери, организовали дежурство консьержей, а каждую квартиру оснастили домофоном. Благоустроили территорию двора. Нелишне заметить, что к обслуживанию дома привлекли арендаторов, которые занимали первые этажи. А еще здесь стали заботиться о малоимущих: по решению Совета общины они получали материальную поддержку.
Несколько лет назад дом занял первое место в городском конкурсе «Улучшаем свое жилище» в номинации – «Лучшая инициатива объединений жителей дома».
Авторитет имеет значение
Трудности, с которыми сталкиваются ТСЖ, известны. Главная из них заключается в том, что к едва родившемуся товариществу сразу начинают относиться как к коммерческой организации (со всеми вытекающими последствиями). А община, обладая преимуществами товарищества, по разряду «коммерсантов» не проходит. К тому же она (в отличие от домкомов) юридическое лицо. Или «юрик», как говорят в народе. Тарифной дискриминации нет, хотя община и зарабатывает деньги.
Община, о которой идет речь, именно как «юрик» и учредила ТОО «Домус», впоследствии преобразованное в ООО «Мансарда-36».Они, каждое в свою очередь, и взяли на себя все хозяйственные функции. Иностранный инвестор нынче устранился от эксплуатации мансарды, ее выкупила другая фирма, да и помещения там проданы. Арендных денег не стало. Правда, по договоренности с новыми хозяевами какая-то сумма (1,5 млн. руб. в год) все еще перечисляются на эксплуатационные нужды. Из них по-прежнему платят дежурным по подъездам, содержат домофоны, выполняют отдельные виды ремонта и благоустройства. Ну, а кроме того, у общины остался бесценный капитал – ее авторитет. Скажем, если в доме намечаются работы, подрядная организация непременно заручается согласием Совета общины.
Невеселые картинки
В один не очень прекрасный день в редакцию пришло письмо от заместителя председателя территориальной общины самоуправления «Фрунзенская, 36» Геннадия Тюльпина.
«Наша община при смерти! – пишет он. – Управа района Хамовники отказывается ее признавать. Говорят: «У вас все должно решать собрание жильцов, а на деле решают какие-то их представители. Не по закону! Не по Жилищному кодексу! Не хотите ТСЖ? Тогда домком. Тем более что вы не зарегистрированы». Но мы не собираемся становиться никаким другим объединением – форма общины нас вполне устраивает. Что же касается представителей, то такая норма есть в нашем уставе. В соответствии с ней мы и действуем. Собрать всех жильцов практически невозможно – около тысячи человек. Но в любом случае, разве это повод ликвидировать общину?»
Ликвидировать общину можно только по суду, управа подобных полномочий не имеет. Да и с чего вдруг ликвидировать одно из наиболее успешных жилищных объединений?
Звоню в управу Хамовников. Трубку снимает специалист отдела ЖКХ, занимающийся вопросами самоуправления Леонид Третьяков.
– Территориальная община на Фрунзенской? Не знаю такой. У нас она не зарегистрирована… А то, что там создано, – противоречит Жилищному кодексу. Не хотят в ТСЖ? Пусть создают домком!
Судя по такому разговору, районные власти, которые – по идее – должны помогать жилищному объединению, на деле хотят от него избавиться. Иначе объяснить слова г-на Третьякова трудно.
Напомню, территориальные общины создаются с целью участия жителей в решении всех вопросов, затрагивающих их интересы, в том числе благоустройства, создания благоприятных условий для проживания граждан, наиболее тесного сотрудничества с органами исполнительной власти, а также контроля за деятельностью по содержанию, эксплуатации и ремонту жилых домов. При этом общинам, в отличие от тех же домкомов, даются права юридического лица.
Упрощено здесь и принятие решений. Обратимся к Федеральному закону от 6.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вот, что там говорится в ст. 27: «Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста». Ни о каком общем собрании (нереальном в наших условиях) речи нет – те же представители, правда, названные делегатами. Кстати, ни о чем подобном не упоминается и в Жилищном кодексе. Есть много такого, чем он способен напугать, только не этим. Об общинах в нем вообще не идет речь.
Единственно справедливым замечанием сотрудника управы можно (с известной натяжкой) посчитать то, что община не прошла перерегистрацию. Да, в федеральном законе говорится о ее необходимости. Но, выдвинув подобное требование, законодатели не озаботились выработкой механизма самой процедуры. Его нет до сих пор. Был слух – этим будут заниматься муниципалитеты. Члены Совета, между прочим, встречались с председателем муниципального собрания «Хамовники» Сергеем Опалевым. И вот, что услышали:
– Вроде бы мы этим занимаемся. Но никаких документов на сей счет пока нет. Как нет документов о порядке регистрации. Подождите немного.
Причем же здесь община? В чем ее вина? Есть вина! Конечно, ей надо было подавать документы, ведь в упомянутом законе черным по белому написано: «Отказ в регистрации может быть обжалован в суде». Вот через суд и надо было действовать – добиваться регистрации. Закон на их стороне! Не сделав этого, жильцы фактически отступили, и в итоге оказались виноватыми. Старая истина: как себя поставишь – так к тебе и будут относиться.
Безусловно, это рефлекс!
Когда я был в Германии, то услышал любопытное суждение:
– Знаете, как отличают эмигрантов из России от всех прочих? Они в автобусе, иногда даже пустом, встают задолго до того, как тот остановится, и начинают пробираться к выходу. Все остальные сидят.
Но мы и в Москве так делаем. Почему? Из-за традиционного недоверия к власти, а по сути – боязни ее. В автобусе власть – водитель. А вдруг, не увидев людей на выходе, проедет остановку? Или тронется с места раньше времени?..
В отношениях жилищных объединений и местных органов власти – похожая настороженность. Чего опасается «Фрунзенская, 36»? Если отнимут звание «община», не лишат ли дом даже той – с годами уменьшившейся – финансовой помощи, которая есть сейчас? Вроде бы не имеют права, но как знать… Власть, она все может. Потеря «юридического лица» грозит порушить добрые отношения с эксплуатирующей конторой, та перестанет считаться с жителями. А в результате дом превратится в заурядное городское строение, где его обитателям все по барабану… Вот когда ДЕЗ и управа будут диктовать свои условия!
Не в этом ли причина нападок на общину? Стали слишком самостоятельными – вот и последовали грозные окрики.
Эту гипотезу подтвердил сопредседатель республиканского некоммерческого партнерства «Содружество территориальных общин и объединений» Валентин Бахметов. С ситуацией на Фрунзенской, 36 он знаком.
– Территориальных общин самоуправления в Москве не густо – 179. И тем не менее, значительная часть общин в Москве перерегистрацию не прошла: а ну как потребуют отчета, на что расходуются деньги граждан и бюджета? Или будут допытываться, кто арендует в доме помещения, чтобы взять с арендаторов деньги за коммунальные расходы? Сейчас-то их перекладывают на жильцов. В общем, не хотят давать им больших прав. Территориальная община – орган, который может на равных разговаривать с властями, к тому же объединяет всех жильцов – и нанимателей, и собственников. Этого и боятся.
Упал – отжался…
Трудно рождается самоуправление, но это не повод опускать руки. Все в порядке вещей. Разве кто-нибудь легко и просто захочет расстаться со своими полномочиями?
Общим местом стали сетования на инертность жителей. Но сейчас впору говорить об инертности жилищных объединений, и именно в связи с реформой ЖКХ. Суть реформы – передача части (а со временем всех) полномочий от государства частным компаниям и собственникам. Постепенно государство из этой сферы уйдет полностью. Этому и сопротивляются чиновники. Этим и объясняются атаки на объединения жителей. А вдруг дрогнут и отступят? К сожалению, такое бывает нередко: вся энергия ушла на то, чтобы выбрать орган самоуправления, а этот орган, столкнувшись с первыми трудностями, распадается. Дефицит гражданской активности – так можно сказать о жилищных союзах, которые пасуют перед чиновничьими препонами, не отстаивают свои права в судах, более высоких инстанциях.