На всех бальзама не хватило
Сняв одно из ограничений на приватизацию жилья, Конституционный суд пролил бальзам на раны сотен тысяч россиян. Но, как выяснилось, далеко не всех. Есть даже опасение, что в недалеком будущем нервотрепка повторится (с небольшими вариациями), и вновь появятся обиженные.
Для начала небольшой экскурс по поводу того, что и под давлением каких обстоятельств постановил КС. В конце декабря 2004-го Госдума приняла закон о прекращении приватизации. Причем, решила свернуть ее в два этапа: для вновь предоставляемого жилья – с 1 марта 2005-го, для полученного ранее – с 1 января 2007-го. Можно представить, как обидно было тем, кто получил новую квартиру 2 марта 2005 года и по злой иронии не имел права ее приватизировать.
Реакцией широких масс стали жалобы. Гневные послания дошли и до Конституционного суда. Он поддержал обиженных, правда, не выступив против запрета на приватизацию в принципе. Ее завершение суд посчитал, в общем и целом, законным и в чем-то даже необходимым, но возразил против резких «телодвижений». Ведь известие об отмене разразилось, как гром среди ясного неба: у людей было слишком мало времени, чтобы адаптироваться к новой ситуации. К тому же установленные Думой два срока поставили их в неравное положение. (На следующий после заключения суда день парламентарии решили отодвинуть вторую дату – 01.01.2007 – еще на три года.)
КС устранил различие в правах, объявив неконституционным решение о прекращении приватизации с 1 марта 2005 года. В результате у многих семей, получивших и получающих от государства бесплатное жилье после этой даты, появилась возможность оформить его в собственность. С чем мы их и поздравляем!
При всем том, КС ответил лишь на часть вопроса, а именно – как нельзя завершать приватизацию. А как можно и нужно? Это должна решить Госдума. Суд лишь указал: объявлять о серьезном решении надо заблаговременно, соблюдая при этом равенство прав и свобод граждан.
Какие же варианты возможны? Один из них КС обозначил в своем постановлении: установить единый для всех срок завершения приватизации – 1 января 2007 года. Или даже 1 марта 2010 года, если решение Думы о переносе «финиша» будет подписано президентом. Правда, не думаю, что и в этом случае проблема будет закрыта. Арифметика здесь простая: с 1 марта 2005-го жилье в Москве получили 9 700 семей очередников. Допустим, до конца года таких счастливых семей станет 15 000, и они свои квартиры приватизируют. Но ведь это менее одной десятой стоящих в очереди. Остальные по-прежнему должны будут оказаться за бортом приватизации…
Опять же, одни получат жилье 31.12. 2006 и смогут стать его собственниками, а другим это счастье привалит на следующий день. В связи с чем подобной возможности не будет. И эти вторые точно так же, как семья Орловых (они выиграли дело в КС), спросят:
«Почему одним можно, а другим – нет?»
Отсрочка до 2010-го лишь сократит число обиженных на четверть, но не решит всей проблемы.
Даже если наступление «дня Х» плавно отложить на 10 – 20 лет, он все равно настанет. В этом смысле адаптироваться к отмене приватизации, как того хотелось бы Конституционному суду, просто невозможно. Всегда будет дата, относительно которой одним было можно, а другим стало нельзя. Разве только сохранить приватизацию навечно? Или распространить запрет приватизации только на тех, кто родится после введения такого запрета?