Чего стороны не договаривают
Минувшая неделя была отмечена активными действиями граждан, оплативших, но не получивших своего жилья. Тут и попытки организовать палаточный городок, и пресс-конференции, и громкие заявления. При этом акция хоть и объявлена всероссийской, основу ее составляют пострадавшие в столичном мегаполисе, в отношении которых колесница положительных решений пусть со скрипом, но все же крутится.
Власть уже обозначила конкретные действия. Тем не менее, у людей нет полной уверенности в благополучном для них исходе дела. Создание рабочих групп, проведение заседаний и замена застройщика – все это к конкретному пострадавшему имеет лишь косвенное отношение. Будем откровенны: в мечтах каждый хотел бы получить новый контракт, а еще лучше – обязательство правительства за подписью Громова или Лужкова предоставить такую-то квартиру, в таком-то доме и в такой-то срок. И хотел бы иметь эту бумагу не завтра, а сегодня.
Другое дело, что произнести подобное вслух невозможно: выглядеть это будет как простецкое «вынь да положь». Вот мы и слышим от пострадавших то, что слышим.
Власть к митингующим не вышла. И ее можно понять. Решившийся на этот шаг по умолчанию принял бы лично на себя ответственность за все произошедшее. Кому это надо? И еще одно: даже очень искренне и сильно желая помочь гражданам и будучи внутренне уверенным в конечном успехе, никто не в праве обещать людям то, о чем те втайне мечтают. Пострадавшие никак не хотят понять, что успех в строительстве нельзя гарантировать примерно так же, как хороший урожай. А вдруг засуха? Этих «а вдруг» в строительном деле не намного меньше. Именно на такую «засуху» в строительстве покупатели в основном и нарвались. Срывы возможны даже при нормальной организации дела. А тут решения о помощи принимаются в обстановке чрезвычайщины. Поэтому состояние неразрешенности ситуации будет тянуться еще долго.
А как же быть сейчас? Очевидно, сказав «а», надо его исполнять. На мой частный взгляд рядового москвича, помочь надо всем пострадавшим. Невзирая на то, есть ли им где жить или нет, и не разделяя на наших и не наших. Иначе помощь превращается в отрубание хвоста по кусочку. Но только речь идет о реальных потерях, а не надуманных. Поэтому не стоит жалеть сил и времени на разбирательство. При этом даю себе отчет, что на бескорыстной помощи пострадавшим руки себе погреют очень многие с обеих сторон.
Затем надо постараться как-то еще раз успокоить людей, приняв на уровне правительства и гордумы рамочное решение относительно условий и границ помощи.
А еще никак не могу взять в толк, почему правительство не примет решение, чтобы на каждой строительной площадке появился громадный плакат, видимый с любой точки, на котором крупными буквами было написано предупреждение: «Застройщик по объективным причинам не гарантирует в полном объеме выполнение взятых на себя обязательств». А потом с красной строки: «По всем договорам приобретения жилья, заключаемым (к примеру) с 1 июля 2006 года, правительство Москвы не компенсирует убытков обманутым дольщикам. Они вступают в инвестиционный процесс на свой страх и риск». Звучит хоть и резко, но честно.
В противном случае благородный жест по отношению к пострадавшим окажется сигналом для недобросовестных застройщиков пуститься во все тяжкие, а дольщикам – без опаски швырять деньги куда угодно. Все равно власти помогут.