Геннадий Дегтев: «Двор, лишенный человеческого тепла, – пуст»
Префект Центрального округа Геннадий Дегтев два дня ездил по душной Москве, смотрел дворы. Жителям, руководителям районов, строителям, инвесторам задавал один и тот же вопрос – о качестве работ по благоустройству. Отвечали почти одинаково. Вряд ли жители подыгрывали строителям, а районные власти «сговорились» с населением. Впечатления от этого объезда легли в основу интервью с префектом.– Геннадий Валентинович, что самое важное, на ваш взгляд в программе «Мой двор, мой подъезд»?
– Большая часть объектов уже сделана. Но нас интересуют не столько объемы – рано или поздно мы войдем в каждый двор и в каждый подъезд, – очень важно определить качественные параметры проводимых работ. Да и это, по большому счету, тоже не самое главное.
– В чем же «военная тайна», которую знает префект?
– И вы ее знаете, секрет простой: можно научиться профессионально заниматься благоустройством. У нас теперь есть и опыт, и средства городского бюджета выделяются, да и современные технологии и материалы позволяют буквально творить чудеса. Если результаты работы коммунальных служб будут оценены и востребованы жителями, то только тогда мы сможем утверждать, что программа «Мой двор…» получилась. Она ведь не зря так называется… В этом я вижу главную цель.
– Каковы для вас как префекта приоритетные направления программы?
– Во-первых, безусловно, комплексное благоустройство дворовых территорий и подъездов жилых домов. Во-вторых, выполнение этих работ микрорайонами, куда помимо жилищного фонда входят объекты образования, здравоохранения и культуры. В-третьих, очень важно, чтобы у каждого дворика был индивидуальный, неповторимый облик.
– Каково ваше личное восприятие программы?
– Вот здесь очень сложно отделить руководителя от человека. С одной стороны, я как префект, заинтересован в плановых показателях. С другой, если жители не привнесут в оформление двора хотя бы частицу своего труда, пусть это будет цветок на клумбе, – двор не станет для них жизненным пространством, не приобретет индивидуальность. В Центральном округе есть такие «продвинутые» дворовые территории, которые существуют как бы сами по себе. Жители просто оплатили престижное благоустройство, но такой двор всегда неизменно пуст.
– Какой из увиденных на объезде дворов вам больше всего понравился?
– Каждый из них по-своему интересен, но я бы отметил дворик дома 30 по Новокузнецкой улице в Замоскворечье. Вы слышали, с какой нежностью и любовью жители рассказывали о растениях и цветах, которые они вырастили. Там нет ничего броского, разве что вместо серых, скучных красок жители выбрали яркие, сочные тона, и двор буквально «заиграл» от такого радужного соцветья. Все это вместе создает особую атмосферу домашнего уюта и тепла.
– Может, там потому все так хорошо, что жильцы объединились в общину и выбрали именно такую форму самоуправления?
– Самоуправление и помогает, и осложняет работу общины, потому что многое приходится делать самим. Да и жителей состоятельными не назовешь: большое количество многодетных семей, есть одинокие, пенсионеры. Они тесно общаются с главой управы Замоскворечья, и не всегда встречают его хлебом-солью. Но самое ценное – члены общины и районные власти стали единомышленниками.
– Такое же впечатление у меня сложилось и о дворе на проспекте Мира.
– Дом 54, район Мещанский. Этот объект признан победителем в общегородском конкурсе «Улучшаем свое жилище» в номинации «Лучший проект реализации инициативы объединения жителей». То, что сумели придумать жители этого дома, не спроектирует ни один самый высокопрофессиональный архитектор.
– Геннадий Валентинович, вы говорите про стенд для владельцев собак или про ежика?
– Я про все вместе. История этого двора необычна и во многом, считаю, поучительна. Длительное время там было противостояние интересов жильцов. Конфликт был настолько серьезным, что даже сформировались две инициативные группы: собственников и нанимателей. Вынуждены были вмешаться районные власти. Когда стали выяснять, в чем же причина раздора, выяснилось, что интересы у обеих сторон совпадают. В результате в здании управы произошло примирение и жители с удвоенными усилиями взялись за благоустройство. На эти цели даже удалось собрать кое-какие средства. Начали с ограждения двора и теперь он приобрел черты закрытого контура.
– Тот самый щит, установленный в глубине двора и оборудованный необходимыми инструментами, с помощью которых каждый владелец собаки сможет после выгула своего любимца оставить двор в прежней чистоте – остроумная находка. А ежик вообще выглядит, как настоящий, впечатление, что находишься в лесу. И это буквально в двух шагах от оживленной автомагистрали в центре Москвы!
– Знаете, что в таком дворе особенно радует? Не великолепные цветы и деревья редких пород. Главное, что от противоречий удалось прийти к единству интересов. Ведь здесь работают не только активисты – всем нашлось дело. Вы слышали их ближайшие планы: хотят солнечные часы во дворе установить. А старшая по дому мне рассказывала, что в благоустройстве участвовал даже такой жилец, который вечно сидел на лавочке в компании подобных ему увлекающихся алкоголем личностей…
– Жители вас благодарили не только за помощь в благоустройстве, но и за проведение капитального ремонта дома. Преобразился фасад, и монументальный «сталинец» словно приобрел вторую молодость.
– Несколько лет назад меня критиковали за фасады. Я считаю, что если не сделать фасад, то не доберешься и до коммуникаций. Да и крыша, ливневая система, остальные элементы здания смотрятся совсем иначе, когда фасад в порядке. Только в этом году в программу по ремонту фасадов включены более 200 строений.
– Много ли в Центральном округе инициативных жителей?
– Пока немного, в среднем около 30 процентов москвичей, проживающих в центре Москвы, но число их растет. Я сужу об этом по количеству заявок, которые поступают на конкурс по благоустройству. В 2000 году их было 34, в 2001 – уже 110, а в этом году 144. Некоторые наши участники побеждают не только в окружной, но и в общегородской программе «Улучшаем свое жилище» на лучшую реализацию инициатив жителей по благоустройству и содержанию подъездов домов и придомовых территорий. Так, в номинации «Лучшая инициатива объединений жителей дома» в прошлом году победителем признан двор дома 36 по Фрунзенской набережной района Хамовники.
– Наверное, у него есть все шансы подтвердить звание лидера и в нынешнем году: там затевается не просто благоустройство, а прямо-таки со сказочным сюжетом?! Своеобразный триптих на тему «Мишки».
– Поначалу сами жители задавали нам вопросы: почему деревянные фигуры медведей на спортивной площадке с поднятыми лапами? Отвечаю: «болеют» за свою команду. А почему на детской площадке три медвежонка «лазают» по бревну?
– Теперь знаю: потому что пришли поиграть. Ваш прогноз – выиграет ли этот объект конкурс?
– Не мне определять победителя. Однако замечу, что за последнее время в Центральном округе появилось столько новых дворов современного дизайна и с необычными архитектурными решениями, что Хамовникам придется отстаивать свою былую славу в напряженной и равноценной конкурсной борьбе.
— Благоустройство округа определяется не только состоянием его дворов. Именно центральная часть любого города формирует его лицо, привлекательность которому придают красивые улицы, ухоженные скверы и бульвары.
– Согласен. В мае конкурсной комиссией подведены итоги окружного этапа конкурса «Московский дворик-2002», победителями которого признаны не только муниципальные дворы, но и объекты инфраструктуры. Например, лучшим школьным и детсадовским двориком назван объект по адресу Бауманская улица, дом 40, школа № 353 района Басманный. В номинации «Самая благоустроенна территория объектов здравоохранения» победителем стал двор по адресу улица Доватора, 10, в Хамовниках, где, как известно, расположен Первый Московский хоспис.
– Поистине уникальный объект: каждый цветочек, кустарник буквально дышат жизнью.
– Представляете, как в этом дыхании нуждаются пациенты хосписа! Возможность находиться в обстановке единения с природой многим из них придает душевные силы.
– Слышала, что в конкурсе участвовали даже объекты ведомственного жилья.
– Почему «даже»? Участвуют наравне со всеми, и призовые места получают. Например, двор дома 9 в переулке Сивцев Вражек. И объекты культуры уже давно не в таком «загоне», как многие привыкли думать. Загляните в парк государственного музея «Дом Бурганова» в Хамовниках. Не знаю, с чем и сравнить. Пожалуй, Булонский лес в Париже не намного лучше.
– Геннадий Валентинович, вы упомянули в качестве приоритетных направлений программы «Мой двор…» комплексное благоустройство, но не назвали ни одного микрорайона…
– На объезде вы видели один из таких объектов, расположенный в границах улиц Верземника, Трифоновской, Олимпийского проспекта и Сущевского вала в районе Мещанский. Этот микрорайон создавался по просьбе жителей. Они участвовали в создании и утверждении проекта, а также в строительных работах. А опрос жителей этой территории показал, что они довольны и благодарят местные власти за яркие цветочные клумбы, уютные беседки, удобные места парковки и «карманы» для автотранспорта.
– Зато префект далек от благодушия, «заострив» на объезде вопрос освещенности дворовых территорий микрорайона.
– В целом я доволен работами, которые там проведены. Программа предполагает не только благоустройство, но и приведение в порядок подъездов. Одно без другого теряет смысл. Теперь вернемся к освещению в тех подъездах жилых домов, где установлено видеонаблюдение. Их в Центральном округе сегодня насчитывается 1695, и в этом году будет оборудовано еще 1,5 тысячи. Так вот система видеоконтроля хороша тем, что дает возможность вести наблюдение круглосуточно. В ночное время эффективность этой работы во многом зависит от хорошей освещенности дворовой территории.
– Не секрет, что жители не всегда единодушны во взглядах, например, на «ракушки», детские, спортивные площадки, а также их соседство с местами для выгула собак…
– Очень важно, чтобы все предполагаемые работы по благоустройству предварительно обсуждались с жителями. Москва – открытый город, и потому доверие во взаимоотношениях местных властей с москвичами – это уже сложившаяся норма. Все эскизные проекты благоустройства в Центральном округе обязательно обсуждаются с советниками районных собраний и старшими по домам и подъездам. В каждом проекте определяются места установки детской площадки, устройство карманов для автомашин и т.д. Площадки для выгула собак согласовываются с жителями и в обязательном порядке с СЭС. Ведь зачастую желание москвичей иметь в своем дворе площадку для выгула домашних «четвероногих» не соответствует санитарным нормам.
– Геннадий Валентинович, последний вопрос: когда, на ваш взгляд, программа «Мой двор, мой подъезд» будет завершена?
– Хотелось бы побыстрее. Вместе с тем, несмотря на то, что в округе и в городе ежегодно приводится в порядок большое количество дворов и подъездов, к сожалению, проблема сохранности объектов благоустройства актуальна и сегодня. Не в таких объемах, как прежде, но восстанавливать приходится достаточно много. Москвичи должны понимать, что благоустройство создается для них, но без поддержки населения этот процесс примет затяжной характер. Работа городских и окружных властей по приведению в порядок дворов и подъездов, как я уже сказал, должна быть востребована жителями, иначе для чего же тогда мы все это делаем?
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Дегтев Геннадий Валентинович родился в 1960 году в городе Дзержинский Московской области. Окончил Московский энергетический институт, МГИМО. Работал в МЭИ, возглавлял Калининский РК ВЛКСМ, Калининский исполком райсовета. В 1991 г. был назначен супрефектом, в 1997 г. – главой управы района Лефортово Юго-Восточного округа столицы. В 1998-1999 гг. – заместитель председателя Кабинета Министров, министр промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики. В январе 2000 г. назначен префектом Центрального округа. Женат, имеет дочь. Увлечения – работа и спорт.