И насколько же мы цивилизовались?
В предыдущих номерах («Квартирный ряд» №№ 31, 33) мы знакомили вас с ответами руководителей риэлторских компаний на вопрос, который звучит в заголовке. Мы продолжаем эту «серию». Если кто-то желает высказаться на эту тему, милости просим.
Присылайте ответы по электронной почте: kvartira@vm.ru.Ольга Меньших, вице-президент агентства недвижимости «Домострой»:
– С каждым годом рынок недвижимости, существующий в нашей стране уже десять лет, становится все более зрелым и цивилизованным. Во-первых, растет профессионализм специалистов. Сейчас многие риэлторы, работающие в крупных агентствах недвижимости, имеют высшее или даже два высших образования, руководители фирм – ученые степени. Сотрудник серьезной риэлторской фирмы сегодня должен уметь не только проконсультировать клиента, показать ему объект, познакомить с правовой базой, но и быть в курсе тенденций и прогнозов развития рынка недвижимости. Во-вторых, более требовательными становятся сами клиенты, и мы должны соответствовать их требованиям и ожиданиям. Многие потенциальные покупатели прекрасно разбираются во всех юридических тонкостях операций с недвижимостью, внимательно читают договоры. И, соответственно, агентства недвижимости стараются строить свою работу так, чтобы клиент остался доволен: повышают качество обслуживания, предоставляют все более широкий выбор квартир, заботятся о безопасности сделки и ее гарантиях.
Мария Богданова, председатель совета директоров «Европейской торговой системы недвижимости»:
– Индикатором цивилизованности, уровня культуры в отношениях с потребителем услуги, на мой взгляд, является честность. В условиях конкурентной борьбы многие риэлторские компании пошли по пути установления открытых отношений с заказчиками. Все больше фирм объявляют клиентам комиссию и отрабатывают ее настоящим трудом, не наживаясь, как бывало прежде, на людских бедах и незнании.
Поэтому чем больше будет процент клиентов, которые обращаются в фирму по рекомендации, тем более цивилизованным и открытым будет рынок недвижимости.