Меняем «ракушку» на паркинг
За последние годы этот район на Западе столицы заметно преобразился. В Дорогомилове перемены коснулись не только его парадного лица – Кутузовского проспекта, сверкающего витринами модных салонов, торговых центров, ресторанов. Изменилась и изнанка – дворы жилых домов. Теперь, выглянув из окон, можно увидеть раскидистые деревья, благоустроенные спортивные и детские площадки.А совсем недавно все дворы были плотно заставлены «ракушками».
Сносить металлические тенты – укрытия для авто – здесь начали еще лет шесть назад. «Во-первых, они портили архитектурный облик района. Во-вторых, неизвестно, кто и что хранил в своем гараже. Один – машину, другой – хлам, а третий – не исключено, что взрывчатые вещества», – рассказывает заместитель главы управы Дорогомилово Андрей Кацуба. И ситуацию надо было менять.
В 2000 году в районе насчитывалось 2 411 незаконных гаражей. Сейчас осталось 243. Причем, только в прошлом году было снесено более 600 «ракушек», в основном их убирали в добровольном порядке. Но в начале, конечно, был трудный поиск компромиссов. Каждому владельцу объясняли, что его гараж стоит незаконно, предлагали ему выполнить демонтаж своими силами. В ответ управа делала добрый жест – обустраивала на освободившемся месте открытую парковку. А в некоторых дворах жители сами решали судьбу освободившейся территории. Например, обращались с предложением оборудовать вместо паркинга детскую или спортивную площадку.
Почему «вне закона»
«Сегодня документы, дающие право на существование гаража, – это распоряжение префекта о выделении земельного участка и договор его аренды, – продолжает рассказ Андрей Кацуба. – Они оформляются в соответствии с постановлением правительства Москвы № 949-ПП 1994 года, в котором говорится, что гараж-«ракушка» как льгота предоставляется только москвичам, получившим авто- и мототранспорт через органы социального обеспечения». Законных «ракушек» в районе сейчас 56. Но и они будут снесены. Правда, для их владельцев управа на свои средства построит специальные крытые паркинги.
Как же произошло, что все остальные «ракушки» оказались вне закона? Дело в том, что на установку отдельных гаражей-тентов когда-то были выданы документы Киевским райисполкомом. В них говорилось, что земельный участок предоставляется на определенный срок: год, два, три. Теперь все эти документы недействительны, так как закончился срок их действия, и поменялось земельное законодательство. Они не дают право владельцу распоряжаться землей, на которой стоит «ракушка», всю свою жизнь.
«Денежная компенсация за снесенный гараж-тент жителям не положена, – поясняет Андрей Кацуба. – Образно объясню почему. Если я поставил гараж на вашем садовом участке, а вы его сломали, я же не могу потребовать с вас деньги. Но если гараж снесен незаконно, без согласия владельца, тогда через суд он может требовать возмещения ущерба».
Однако к незаконным действиям в Дорогомилове, решая гаражный вопрос, никогда не прибегают. На тех, кто не хочет сносить «ракушки» в добровольном порядке, управа подает иск в суд. И только после вынесения соответствующего решения гараж-тент сносят, причем, в присутствии милиции и судебных приставов.
Альтернативные варианты
Действия управы по ликвидации «ракушек» поддержали «безлошадные» жители района. Ведь раньше они видели вокруг сплошные гаражи, а сейчас двор благоустроен, глаз радуется.
«Спасибо и тем, кто добровольно расстался с гаражами, – говорит Андрей Кацуба. – Они ровным счетом ничего не потеряли. Ведь вариантов организации парковок во дворах несколько. Первый – открытая парковка без охраны. Ее оборудует управа по программе благоустройства территории. Второй – если жители хотят сделать что-то большее, им предлагают организовать охраняемую парковку. Горожане могут поставить ворота, шлагбаум, нанять охрану. Третий вариант – закрыть, сделать охраняемым весь двор, а не только его часть».
Кроме того, почти в каждом дворе для граждан, получивших машину по линии социального обеспечения, управа оборудует крытую парковку – сетчатое или металлическое ограждение с пластиковой крышей. Плюс таких парковок в том, что видно, какая машина там стоит. Если разрешение дается одному, а ставит машину другой, ее можно оттуда «попросить». К тому же на такой парковке, в отличие от «ракушки», нельзя хранить какие-то вещи. А за содержание машины на крытой парковке брать деньги управа не будет.
Крытые парковки планируется сделать небольшими: на 5 – 10 машин. Если останутся места, то они будут распределяться на гаражной комиссии через списки органов соцобеспечения и советов ветеранов. Никакой арендной платы с инвалидов и ветеранов брать не будут. С каждым владельцем машины будет подписан договор на год. Потом этот договор будет продлеваться.
Гаражная проблема актуальна для многих столичных районов. В Дорогомилове, благодаря компромиссам с жителями, ее практически удалось решить. При этом в выигрыше остались все.