23:30:44
11 апреля 2021 г.

Борис Криштул: «Фальшивые деньги? На мосфильме сделают любые!»

В гостях у звездыПродюсеру и директору картин Борису Криштулу приходится соединять несоединимое: полет фантазии режиссеров, с которыми он работает, и прозаические цифры бухгалтерских смет кинокартин. Борису Иосифовичу довелось поработать на таких сложно-постановочных фильмах, как «Экипаж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Фронт за линией фронта», «Рецепт ее молодости», «Дубровский», «Красная палатка».Как Штирлиц таможню обманул
– Борис Иосифович, судя по коллекции пластинок на полках, вы – фанат джаза?

– Думаю, нет. Фанатизм нечто другое, а для меня джаз – естественная жизненная среда, что-то вроде воздуха. Сегодня, конечно, легко найти в ближайшем музыкальном магазине почти все, что душе угодно. А раньше можно было писать детективные истории о том, как та или иная пластинка возникла в твоей коллекции. Джаз ведь считался идеологическим оружием капитализма, призванным сбивать советского человека с пути истинного. Диски на таможне отбирали. Вячеслав Тихонов, например, сумел провезти из Штатов и подарить мне пластинку только благодаря тому, что это был уже не просто Тихонов, а Тихонов-Штирлиц!
Переписывали пластинки ночью. Саша Серый, который делал фильм «Джентельмены удачи», звонил и говорил: «Боря, в двенадцать ночи мне притащат Элингтона – «Концерт в Париже». Приезжай к часу. Я уже перепишу и отдам тебе, но в восемь утра пластинка должна быть у меня».
Благодаря любви к джазу на киностудии я познакомился с Калатозовым, автором фильмов «Верные друзья» и «Летят журавли», а позже попал к нему на картину «Красная палатка». Помню, вошел к нему в группу с пластинкой в руках. Он тут же вежливо поинтересовался, что за запись. Так и подружились.
Вам синяк или дым пожарищ?
– Вы впервые переступили порог киностудии «Мосфильм» в 1966 году, и студия на долгие годы стала вашим вторым домом. Каков он, этот второй дом, в восприятии директора-хозяйственника?

– Мосфильм – огромен и великолепен именно с точки зрения этого самого хозяйства. Чтобы снять батальную или историческую картину, как вы понимаете, нужно собрать не только сотни пехотинцев и всадников на лошадях, но снарядить их в соответствии с эпохой – кольчугами, киверами, аксельбантами, лосинами, буденовками или пилотками…
Нужны ордена или медали, которым цены нет, и кроме как в музее их нигде не увидишь. Но на Мосфильме в бутафорском цехе работают виртуозы. Они искусно изготовят для вас и шлем Александра Македонского, и шапку Мономаха. В бутафорском цехе отчеканят фальшивую монету – золотые дукаты или луидоры, империалы или червонцы. Пышную и парадную форму офицеров и попроще – солдатскую – хранит и оберегает от моли костюмерный цех. В нем тысячи мундиров, фраков, сюртуков, ряс, поддевок, женских платьев с корсетами, кружевами и шлейфами, шляпок, сарафанов, салопов – на все случаи жизни. Более полумиллиона костюмов хранится на складах Мосфильма. Есть на студии склад забытых вещей. Нет, не потерянных, а вышедших из обихода, хотя вполне способных украсить современный интерьер. Канделябры, прялки, лорнеты, табакерки, щипцы, которыми снимали нагар со свечей.
А если сцена фильма требует каменного топора, турецкого ятагана, австралийского бумеранга или пулемета? Тогда следует обращаться в пиротехнический цех. В этом же цехе пиротехники повторят пожар Москвы 1812 года, по-партизански пустят под откос железнодорожный состав. Изготовят горький дым пепелища или флер утреннего тумана в лесу… В дальнем углу студии находится автопарк на несколько десятков автомобилей разных марок. Почти все они не на ходу: у «АМО», «Пежо», «ЗИСов», «Ролс-ройсов», «Опелей» не хватает подшипников или прокладок. Но заплатите денежки за восстановление и можете быть уверены – машина завтра же оживет и въедет в кадр.
Я как-то подсчитал, что в создании кинофильма участвуют представители двухсот профессий, с которыми, прежде всего, приходится общаться директору фильма! И одна из первых его задач – уметь легко ориентироваться в огромном хозяйстве этого большого ДОМа.
Чу! Сосед долбит за стенкой…
– Что такое для вас собственный ДОМ?

– Часто у творческих людей бывает так: семья и собственный дом – отдельно, а студия и профессия – отдельно. В кинематографе прошла вся моя жизнь, я без кино себя не мыслю. Поэтому в нашей квартире испокон веку вертелись киношники. Сюда перед самой смертью приходил Ефим Копелян. Помните анекдот: «Какая лучшая работа в фильме «Семнадцать мгновений весны»? – «Закадровый голос Копеляна!» Мы с ним работали на двух картинах. У нас часто бывал Вячеслав Тихонов, с которым мы дружим, а также Тамара Семина, Борис Токарев, хоккеист Боря Майоров… Ну, и, конечно, все мои ассистенты, заместители, работники группы.
– Ваша супруга разделяет ваши пристрастия?
– Она совершенно не имеет отношения к кино, последние лет тридцать не работает и воспитывает детей. Но она очень коммуникабельный человек, всегда рада гостям, любит накрывать стол. И друзья этим пользуются. Однажды утром, помню, в трубке раздался незнакомый мужской голос: «Вкусно поесть хочешь? Ну, тогда приглашай нас в гости!» Я понимал, что меня разыгрывают, но не понимал кто. Оказалось, Николай Губенко. Они с супругой Жанной Болотовой приехали к нам.
– Что стояло на столе?
– Курица в грибах!
– Какова ваша персональная формула комфорта?
– Люблю тишину. Меня раздражает шум ремонта в квартире у соседей. С 1980 года я преподаю во ВГИКе, мне надо готовиться к лекциям, нужно, чтобы было тихо. Но, побыв полчаса в тишине, мне уже хочется общения, разговоров. Всего должно быть в меру – это, наверное, и есть «формула комфорта».
До первой кровянки
– Насколько мне известно, вы родились на Третьей Мещанской…

– Да, и именно поэтому мне так близки, так дороги строки песни Володи Высоцкого и знаменитый одноименный фильм Абрама Роома, сделавший его звездой европейского кинематографа.
– Что представляла собой коммуналка вашего детства?
– У меня были потрясающие соседи – родители собственного корреспондента газеты «Правда» в Финляндии. Эти люди после первого класса дарили мне «Сказки братьев Гримм», после второго – «Сказки Андерсена», после четвертого – «Два капитана» Каверина. Чудо, а не соседи! Мой отец был водителем, мама работала в метро. Коммуналка стала моими университетами. Споров из-за кухни или туалета не было никогда.
– А двор?
– О-о-о! Двор был огромен. Две команды играли в футбол, а четыре стояли в очереди и болели. Драки велись до первой кровянки по любому поводу, магнитофоны выставлялись в окна, и под эту музыку устраивались танцы. Мы танцевали с девочками под «Бессаме муччо».
– Ваша первая любовь напоминала кого-нибудь из актрис?
– Скорее всего, юную Лайзу Миннелли. Что-то было общее. Но она была отличница, а я – троечник. Ее родители посчитали, что такая дружба бесперспективна. Через много лет мы встретились, она закончила МАИ. Первый поцелуй был именно с ней!
– Как же вас все-таки уловил кинематограф?
– Я работал в «почтовом ящике» того самого генерального конструктора П. О. Сухого, который делал знаменитые истребители «Су». Но меня это поле деятельности не устраивало – мне не нравилось ни строить самолеты, ни ломать их. Однажды я проехал на троллейбусе свою остановку, вышел, и увидел на здании табличку: «Центральная студия детских и юношеских фильмов имени Горького». И понял: это то место, где я хочу и должен работать. Зайдя в отдел кадров, принялся убеждать начальника, что чувствую в себе талант администратора. Меня взяли разнорабочим ломать декорации. Пыльная, грязная, ужасная работа. Павильонов мало, сцены снимались конвейером. За полтора года перезнакомился со всеми директорами.
На студии я неожиданно стал чемпионом по настольном теннису и сумел обыграть самого замечательного портного Москвы Д. Храбака, который шил великолепные платья для всех известных режиссеров и артистов. Он-то и пристроил меня в группу к великому сказочнику Александру Артурович Роу, который запускался в то время с «Ночью перед Рождеством». Это была моя первая картина…
Инопланетяне просят доплатить
– Сегодня вы известный директор, продюсер, педагог ВГИКа. К вам приходят уважаемые люди, у вас на студии – свой кабинет… Наверняка на фильме чувствуете себя отцом большого семейства?
– А вы были в кабинете у директора картины? Если вдруг зайдете и прислушаетесь к разговорам «солидных людей», то они вполне могут показаться тяжелым бредом. «Куда сажаем летающую тарелку?» – «На Манежную площадь, девятого. Но инопланетяне бастуют, хотят доплаты за сложный грим». – «Передайте им, что за такие деньги я договорюсь с настоящими». – «Зато гангстеры приедут прямо на площадку, а убитый – к метро…» Мой телефон не умолкает целый день. И все время кто-то заходит. Директор – это финансовый магнат (в пределах утвержденной сметы расходов), он единственный распорядитель кредитов.
– Борис Иосифович, благодаря кино вам удалось увидеть развалины Афинского стадиона и пустыню Барса-Гельмес, Берлинскую стену (которой уже нет) и Корейскую (которая еще стоит), небоскребы Нью-Йорка и деревянные тротуары Архангельска… А вот интересно, какие из декораций, создаваемых при вашем непосредственном участии, оставили наиболее сильное впечатление?
– На картине Александра Столпера «Солдатами не рождаются» по роману Константина Симонова в пойме Оки пришлось отстроить «Разрушенный Сталинград». До сих пор вспоминаю эту уникальную стройку под Рязанью – полуразрушенные многоэтажные здания с выгоревшими глазницами окон, воронки от бомб и снарядов, груды битого кирпича и стекла, искореженная арматура… Со всех ближних и дальних мусорных свалок к нам свозились ржавые железные кровати, сломанные комоды, столы, табуретки, вспоротые матрацы, рваные абажуры, дырявые кастрюли. Вся эта рухлядь, отслужившая свой век, начинала новую жизнь в кинематографе, становясь произведением искусства…
Это был великий фильм. Картина открыла нам двух супергероев советского кино – Анатолия Папанова и Кирилла Лаврова.
– Насколько известно, директор должен быть не только прирожденным финансистом, но и психологом. Помимо этого на его могучих плечах лежат функции мажордома и дворецкого… Существуют ли какие-либо неписаные законы расселения съемочной группы в гостиницах во время экспедиций?
– О, это – целая наука! В столь деликатном деле следует учитывать очень многое – ранг, звание, возраст, профессию и даже характер. В отдельных номерах принято селить: кассира – с деньгами, оператора – с камерой, замдиректора – с документами, художника – с кистью. А режиссера, естественно, с актрисой, самой молодой, самой симпатичной (шутка!). От того, как будет решен квартирный вопрос, зависят отношения в группе. Не дай бог, предложить двум главным героиням разное по комфорту жилье! «Подружки» возненавидят друг друга, директора и режиссера. Представляете, какая будет обстановка на площадке?
Звездное обострение
– Вам приходилось работать и с иностранными звездами первой величины. Они капризны в быту?
– Во время съемки фильма «Красная палатка» я встречал в аэропорту Клаудию Кардинале, игравшую роль невесты ученого Мальмгрена. Кинодива приехала в СССР с личным секретарем, парикмахером и гримером. Мне казалось, что я предусмотрел все: переводчика, лимузин, автобус для ее багажа. Но когда увидел не менее дюжины чемоданов итальянской знаменитости и огромный, чуть ли не с телефонную будку кожаный сундук, то спросил, не собиралась ли она просить у нас политического убежища. Рассмеявшись, Кардинале ответила, что на сей раз передумала это делать, потому что пятнадцать любимых кофточек она, к сожалению, все-таки забыла дома… А тем временем мои помощники пытались загрузить в автобус тяжеленный кожаный сундук гостьи, который никак не желал пролезать в дверь… Зная о капризности звезд, я ожидал скандала, возможно, международного, но все обошлось. Сундук переночевал в Шереметьеве, а по утру за ним приехал грузовик.
Потом за несколько дней до начала съемки директор картины с итальянской стороны М. Глори вдруг спросил, готов ли для синьоры Кардинале… туалет на съемочной площадке? Мы, шутя, ответили, что до Клязьминского пансионата всего-то километров пять, а там отличные теплые туалеты. Но Глори было не до шуток, он объяснил, что на Западе персональный туалет оговаривается особым пунктом в контракте! Хорошенькое дельце, обеспечить индивидуальный скворечник для кинодивы! Тем более оказалось, что в СССР подобных «удобств» никто не производит. Скандала и национального позора удалось избежать лишь благодаря снабженческому таланту моего коллеги Димы Гризика. За два дня он умудрился купить и доставить самолетом это самое «удобство» аж из Австрии. А уже в первом перерыве между дублями многозначительно вручил Кардинале ключ от ее персональной кабинки…

Беседовала Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация