Доверяй, но проверяй. А как проверить?
Узнав, что 1 марта 2006 года переносится на 1 января 2007-го, в Костроме вздохнули с облегчением. Потому что определиться с выбором способа управления домами до первоначально обозначенного в Жилищном кодексе срока жителям было просто нереально. И дело не только в отсутствии нужных подзаконных актов, их разработка идет, и они не сегодня-завтра появятся на свет. Главное – население не готово к этому переходу в силу элементарной неинформированности.В конце прошлого года мэр Костромы Ирина Переверзева заявила, что городские власти помогут жителям определиться с выбором управляющей компании. «Мы не оставим население наедине с проблемой выбора, потому что не хотим, чтобы люди доверили свою собственность недобросовестным компаниям», – сказала глава города. Однако впоследствии чиновники мэрии сменили эту позицию на прямо противоположную. Сегодня представители городской администрации отвечают иначе: «Мы не хотим, чтобы правоохранительные органы нас привлекли к ответственности».
Заместитель председателя комитета ЖКХ администрации Костромы Олег Смирнов считает, что разъяснительная работа относительно выбора способа управления жильем в областном центре идет в нужном направлении. Старшим по домам розданы специально подготовленные памятки, при комитете ЖКХ недавно начал работать «горячий» телефон, по которому жители могут проконсультироваться относительно грядущих перемен, а в ближайшее время в СМИ будет опубликован типовой договор между собственниками жилья и управляющей компанией.
Но самое главное, считают в мэрии, люди должны понять одну простую мысль: теперь по новому Жилищному кодексу вся ответственность по содержанию и ремонту жилья ложится на собственника. А поскольку в Костроме 75% жилищного фонда приватизировано и лишь 25% осталось муниципальным, то и доля ответственности будет соответствующей. А контролировать весь этот процесс будет орган субъекта Федерации – областная жилищная инспекция. Администрация города по Жилищному кодексу должна лишь содействовать работе управляющих компаний. Но на вопрос, что входит в понятие «содействие», в мэрии откровенно отвечают: «Не знаем. Ждем пояснений из Москвы».
У жителей тоже есть встречные претензии к власти. Граждане отказываются брать в свое управление дома, которые десятилетиями не знали капитального ремонта, хотя деньги за него перечислялись. Мэр Костромы и депутаты областного законодательного собрания обращались в правительство РФ и Государственную Думу с предложением принять нормативно-правовые акты об инвентаризации жилищного фонда с тем, чтобы сделать оценку его состояния и, исходя из этого, рассчитать стоимость необходимого ремонта. Однако никаких решений на этот счет не последовало.
А сумму, которая потребовалась бы на нынешний год на приведение жилого сектора Костромы в более-менее нормальное состояние, заместитель начальника комитета ЖКХ администрации Костромы Олег Смирнов назвал приблизительной – это 150 млн. рублей. Сегодня в бюджете города таких денег нет.
В настоящее время в Костроме создано восемь управляющих компаний: «Наш дом», «ЖКХ № 1», «Костромской дом», «Заволжье», «Новый быт», «Жилстрой», «Экрон-сервис», «Заповит». Еще месяц назад их было всего две. До конца года, как считают в мэрии, может появиться еще до десятка.
Я позвонила по «горячему» телефону, который работает в комитете ЖКХ, и поинтересовалась: «Как гражданам можно застраховаться от недобросовестной управляющей компании?». Мне ответили: посмотрите, насколько серьезна фирма, сможет ли она управлять домом, проанализируйте договор на предоставление услуг, не заключайте его сразу на длительный срок, проследите, чтобы в этом документе был пункт о его расторжении в случае неоказания или некачественного оказания услуг, а при возможных конфликтах обращайтесь в суд. На мой взгляд, все это из области благих пожеланий. Как, к примеру, «посмотреть, насколько серьезна управляющая компания», если даже в мэрии на вопрос, будут ли они давать оценку их текущей работы, отвечают: «Администрация города не может запрашивать информацию у частных фирм о хозяйственной деятельности». Рядового жителя тем более никто не подпустит к финансовым документам.
Вряд ли получится у граждан защититься от возможного обмана со стороны недобросовестных управляющих компаний и с помощью договора. Как говорит Николай Жаров, управляющий партнер адвокатской конторы Костромской области «Репутация»: «Договор может быть замечательным, но главная-то проблема, чтобы он исполнялся. И местные органы власти в этом случае не должны самоустраняться. Их роль должна состоять в отслеживании ситуации, ее анализе и своевременном информировании населения. Ведь у властных структур на руках статистические данные, и если по ним видно, что фирма собрала значительную сумму денег, а услуг не оказывает, значит, надо ставить об этом в известность граждан и делать выводы».
У большинства фирм, которые появляются сегодня на костромском рынке жилищно-коммунальных услуг, небольшой опыт работы и мизерный уставной капитал – 10 тыс. рублей. Такой денежный минимум необходим для регистрации. И предприниматели не считают нужным вносить большую сумму. Потому что если погорят, то рискуют лишь этой «десяткой». Жители же рискуют гораздо большим.