Почувствуйте разницу!
Здоровье национального проекта доступного жилья волнует и президента, и Росстат, и деловое сообщество. На днях все они выразили озабоченность некоторыми симптомами. Каждый по-своему.Несомненно, заслуживает внимания рабочая встреча президента с первым зампредом правительства Дмитрием Медведевым. Доклад начальству был построен по традиционной схеме: позитивные сдвиги на фоне отдельных недостатков. Названы три основные проблемы: рост цен на жилье, сложности в строительной отрасли, а главное – дефицит земли под застройку. Последнее обстоятельство, если перевести со сдержанного официального языка на бытовой, означает: муниципалитеты корыстно саботируют выделение участков, опасаясь падения цен и снижения доходов столь близких их сердцу строительных монополистов.
Владимир Владимирович на эту пикантную подробность не прореагировал, зато выказал удовлетворение, узнав, что выделены деньги на ипотечные кредиты труженикам села. Правда, непонятно, чем провинились работники других отраслей. Ведь при неизменном объеме строительства помощь в покупке жилья хлеборобу означает отнятые шансы справить новоселье учителю или металлургу. А слов президента об увеличении ввода жилья мы не услышали.
Впрочем, это не значит, что таких слов не было вообще. Но вопреки устоявшейся практике, широкой общественности показали лишь «начало» рабочей встречи, основное ее содержание осталось за кадром. Лично у меня тут же родилась гипотеза: если бы президент обсуждал вещи, приятные слуху подданных, то секретов из этого делать бы не стали. А так – чего ради тоску наводить? К примеру, по данным Росстата, нового жилья в январе нынешнего года было введено на 14,4 процента меньше, чем за аналогичный период 2005-го.
Однако не будем вешать носа! У правительства объявился крепкий союзник в лице общероссийской общественной организации «Деловая Россия». На прошлой неделе она анонсировала свой вариант «Новой жилищной политики России». Преследуется цель объединить усилия власти и бизнеса в разработке и реализации национального проекта доступного жилья. Амбиции предпринимателей простираются много дальше правительственных. За 25 лет они грозят добиться удвоения жилого фонда и роста средней обеспеченности жильем по стране с нынешних 19,7 кв. метра на человека аж до 40! Плюс выказывают решимость обеспечить не менее двух парковочных мест на семью из трех человек. При этом «Деловая Россия» – почувствуйте разницу! – во главу угла ставит не развитие ипотеки, а опережающие темпы роста объемов строительства. Поточное производство типового жилья должно сделать его массовым и дешевым. Предлагается также реформировать документооборот и уменьшить его «взяткоемкость».
Что из этой затеи выйдет, неизвестно. Бизнесмены – не филантропы, и при разработке проекта беспокоились о своем, о девичьем. То есть о прибыли. Но предложили для ее увеличения расширять производство (в данном случае строительство). И вполне возможно, это тот вариант, когда приятное сочетается с полезным. Хотя все может свестись к удовлетворению чисто цеховых интересов.
У правительства – своя гордость. Оно представило обществу собственный национальный проект и вряд ли захочет делиться приоритетом с кем-либо еще. Однако прагматичные бизнесмены сформулировали свое предложение не ради славы, а ради дела. Поэтому не обязательно будут настаивать на авторских правах. Может быть, в результате что-то и склеится.
На правительство надейся, а денежки копи
Как показывают последние события, национальный проект доступного жилья испытывает трудности. На что уповать гражданам: на правительство, на рыночную экономику, на свои силы?
Амелия, гость сайта:
– Почему на свои силы? Мы что, сироты? У меня отец в 17 лет пошел защищать Родину. В 19 лет он уже сделался инвалидом – после контузии. Мой муж, отец моих детей, тоже верой и правдой служил Родине. Военным пенсионером стал в 38 с выслугой лет, равной его возрасту. Я, мать двоих детей, пенсионерка. Внучке полтора года. Разве мало сделано для государства одной только нашей семьей?!
Мы живем в государстве и очень хотим почувствовать его заботу о нас и о детях, которых мы родили. Что же мы, как брошенные в омут! А государство наблюдает, выплывем или нет. Считает, сколько доберется до берега… Иногда даже приходит мысль: а может, лучше было бы утонуть? Но тонуть нельзя. Детей и внуков не на кого оставить!
П. Козлов, изобретатель:
– Будем рассуждать логически. Уповать на свои силы (деньги) могут те, у кого они есть. Для них понятие доступности имеет один смысл. На правительство надеются люди, которым больше рассчитывать не на кого. Они честно отработали всю свою жизнь, на палаты каменные не накопили, но хотят верить, что их не забудут. Понятие доступности для них другое. А на рыночную экономику рассчитывают молодые бизнесмены, у которых сегодня деньги есть, а что будет завтра – никто не знает. Для них доступность имеет уже третий смысл. Так что все мы – граждане, но подходить к нам нужно дифференцированно.
Семен Забубенный, гость сайта:
– В условиях рыночной экономики можно надеяться только на собственные силы, а не на правительство. Ему некогда – оно деньги зарабатывает.