23:30:44
11 апреля 2021 г.

ДЕЗы нуждаются в нормальных законах

ЖКХ(…)Сегодня существуют значительные прорехи в законодательном обеспечении работы Дирекций единого заказчика. И, к сожалению, мы не видим положительных подвижек в этом вопросе, кроме как рассуждений на тему о ликвидации ДЕЗов, к примеру, в форме преобразования их в акционерные общества.При этом напрашивается очевидный вывод: прекращение бюджетного финансирования ДЕЗов, смена форм собственности, возможное их акционирование предпринимаются из-за нежелания чиновников отвечать по претензиям граждан в связи с неудовлетворительным состоянием муниципального жилищного фонда.
(…)К наиболее животрепещущим проблемам следует отнести неустойчивое финансовое состояние ДЕЗов, связанное, прежде всего, с их плановой убыточностью и задолженностью бюджета по финансированию дотаций на эксплуатацию жилищного фонда. Отсутствие сдвигов в решении вопроса о совершенствовании уставных документов в целом по ГУП приводит к ограничению экономической самостоятельности дирекций, поскольку в их уставах директивно устанавливаются жесткие административно-централизованные нормативы затрат на оплату труда и численность административно-управленческого персонала и рабочих в ДЕЗах, а также вменяется обязанность выполнения работ, не обеспеченных финансированием. Слабо отработаны договоры между ДЕЗами и районными управами, что не позволяет обеспечить верховенство экономических методов управления над административными.
В условиях бума в развитии рынка жилья голое администрирование становится во все большей степени анахронизмом. Служба заказчика в максимальной степени должна удовлетворять нужды нанимателей, арендаторов, собственников жилья в части предоставления им качественных жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), защиты их интересов и сохранности объектов ЖКХ. А значит, дирекция должна обладать всей полнотой возможностей хозяйствующего субъекта, ограниченной только действующим законодательством. Таким образом, функции по управлению муниципальным жилищным фондом должны выполняться исключительно на основании договоров управления с районными управами, а по управлению жилищным фондом, находящимся в негосударственной форме собственности, – на основании договоров управления с собственниками или уполномоченными ими представителями.
(…)Кроме того, ДЕЗы должны получить полномочия по финансовому планированию развития недвижимости, находящейся в их управлении, при условии соблюдения установленных норм и правил, осуществлять поиск и привлечение частных инвестиций.
Внедрение системы договорных отношений позволяет сформировать экономические стимулы эффективного управления жилищным фондом, обеспечить условия для контроля количества и качества предоставляемых услуг и позволяет корректировать стоимость работ и услуг в зависимости от качества и нормативных сроков их предоставления. Подобные внутрихозяйственные экономические механизмы смогут материально заинтересовать работников ДЕЗов в увеличении объемов, повышении качества выполняемых работ и снижении издержек на их производство. На сегодня же, к примеру, у ДЕЗов отсутствует договор даже с наймодателем (Департаментом жилищной политики и жилищного фонда) о передаче ему полномочий по обеспечению нанимателей жилищно-коммунальными услугами и сбору платежей за них.
Первый этап реформы со всей ясностью показал, что переход к самофинансированию ЖКХ только за счет платежей населения потребует длительного срока и значительных объемов финансирования из городского бюджета. Поэтому крайне актуально сегодня стоит задача развития собственной доходной базы ДЕЗов.
(…)Назрел вопрос по передаче ДЕЗам полномочий по заказу проектов, строительству и реконструкции жилья, продаже освобождающейся площади, распределению социального жилья, сдаче в аренду нежилых помещений, предоставлению жилищных субсидий. Если все эти функции, вмененные на настоящий момент различным структурам, подведомственным правительству Москвы, сконцентрировать в одних руках, а именно, в ДЕЗах, жители района избавятся от ненужной чиновничьей волокиты при решении вопросов по жилищному фонду. Тем самым наиболее оптимальным путем будет решаться основная задача районного ДЕЗа – организация практической работы по улучшению стандартов проживания жителей подконтрольной территории.
…Отсутствие тарифов для расчетов с населением не позволяет рассчитываться с жильцами за пользование водой по показаниям квартирных счетчиков, а производится по утвержденным правительством Москвы нормативам, зависящим от хозяйственно-бытовых нужд и количества проживающих в квартире. По этой же причине обогрев всех квартир сегодня обсчитывается по одним и тем же нормативам. Без сомнения, нагрузка на местный бюджет будет основательно снижена при дифференцированной оплате жильцами своего потребления энергоресурсов, если отказаться от принудительной установки всем равных расценок на ресурсопотребление. Но для этого требуется разработка соответствующих нормативных документов, что, естественно, находится в ведении правительственных структур Москвы.
Необходимо также внести изменения в законодательство, чтобы упорядочить предоставление льгот по оплате ЖКУ. Должна, наконец, найти свое решение и проблема накопленной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, создания механизмов, не допускающих ее возникновения в будущем.
В сфере организации предоставления коммунальных услуг нужно создать такую систему тарифного регулирования, которая могла бы стимулировать предприятия коммунального хозяйства к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг.
(…)Усиленного внимания со стороны городских органов власти, по-моему, требуют и вопросы совершенствования механизмов ценообразования на предприятиях-монополистах. Зачастую завышаются не только объемы отпускаемого тепла, но и его себестоимость. Практика показывает, что имеются существенные резервы для снижения затрат при производстве и транспортировке продукции коммунального назначения, в первую очередь тепла и горячей воды.
Сегодня в равной степени необходимо реформировать работу как системы жилищного хозяйства (заказчика), так и системы энергоснабжения (исполнителя). В качестве одного из вариантов, дирекции единого заказчика могут преобразоваться в покупателя энерго– и водоресурсов, что позволило бы ДЕЗам сводить платежный баланс по жилищному фонду: оплата населением ЖКУ, жилищные субсидии, дотации. Сейчас ДЕЗы не несут бремя неплатежей, выступая просто кассой, через которую транзитом проходят деньги за услуги тепло-, водоснабжения дисциплинированных жильцов. Если же будет создана единая инженерная система, в которую ДЕЗы будут интегрированы в качестве системообразующих элементов и которая будет удовлетворять конкретным запросам ресурсоснабжающих предприятий с учетом объема предоставленных ими и оплаченных им услуг, тогда ДЕЗы превратятся для этих предприятий в полноценных партнеров по цивилизованному рынку услуг.
И последнее. Все чаще в среде ортодоксальных реформаторов раздаются голоса с предложением ликвидировать ДЕЗы и заменить их многочисленными частными управляющими компаниями. В ответ таким горячим головам приведу информационную справку из Института региональных экономических исследований по данным на конец мая 2002 года: «Проводимый эксперимент по привлечению частных управляющих компаний, организованный по распоряжению правительства Москвы, пока не дал реальных положительных результатов по причине недостаточности правовых и финансово-экономических условий эффективной деятельности управляющих компаний».
Печатается с сокращениями

В. В. Киселев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация