23:30:44
11 апреля 2021 г.

Ольга Долгушина: «Если документы приняли – должны уложиться за месяц»

Жилищные программыВ прошлом номере газеты заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Ольга Долгушина рассказала нашему корреспонденту о проблемах приватизации в городе и возможных путях их решения. Ниже завершение публикации беседы с Ольгой Валентиновной.– Поговорим о тех, кто приватизацией уже занимается. Именно от них поступает бесчисленное количество жалоб – на очереди, неразбериху, затягивание сроков, ошибки…
– Одно с другим связано неразрывно. В большой степени именно ошибки на разных стадиях порождают увеличение сроков. Наша служба «одного окна» как-то обобщила данные и сделала вывод: 30% документов отсеивается из-за того, что составлены юридически неверно – номера корпусов, фамилии, даты рождения и прочее не совпадают с паспортными данными.
– Вы сами их исправляете, или человеку приходится совершать какие-то дополнительные действия?
– Сами, конечно. Направляем обратно, просим уточнить, созваниваемся… Если слышим в ответ: у нас именно так записано (к примеру, номер дома без дроби), тогда направляем запрос в БТИ и просим подтвердить, что это один и тот же адрес. Или в паспортном столе перепутали букву в фамилии…
Человек говорит: «Я отстоял очередь, записался ночью, наконец, добрался, а мне сказали – идите обратно, потому что у вас одна буква неправильно написана или адрес не совпадает!» Люди возмущаются. Это понятно. Но если в документах на приватизацию в вашей фамилии будет указана другая буква – допустим, запишут меня не Долгушиной, а Долгушкиной, то и квартира будет принадлежать не мне, а некоей Долгушкиной Ольге Валентиновне, которая вполне может существовать на белом свете.
Не соглашусь, кстати, с тем, что если обнаружилась ошибка, человек опять становится в хвост очереди. Ничего подобного! Каждому, кто попал на прием, назначают время и говорят, что от него требуется.
– Много жалоб в редакцию «КР» поступает на окружные службы департамента…
– Надо признать, от общего количества неточностей в документах 10 – 15% – ошибки наших служб. Это, безусловно, связано с сумасшедшей нагрузкой. Есть такой условный, нами выведенный норматив: на человека, пришедшего приватизировать квартиру, тратится в среднем полчаса. Это, если брать 8-часовый рабочий день, получится 16 человек. Во многих округах работают в две смены и принимают в два раза больше.
Не надо паниковать, не надо думать, будто чиновники специально издеваются и нарочно «маринуют» людей. Это так раздражает! Если человек кричит, ругается, трясет бумагами, это заводит всех.
– Где в городе наиболее успешно справляются с ситуацией, а где дела идут неважно?
– Нет замечаний по качеству работы в Центральном округе. Там хорошо поставлено дело, сидят опытные сотрудники, создан свой ритм. И хотя Центр города сам по себе место достаточно сложное, сейчас там все спокойно, стабильно: и с людьми они умеют говорить, и информация вся вывешена, и со стороны Росрегистрации нет никаких нареканий.
До определенного момента много ошибок было в Западном округе. На Юго-Западе ситуация сложилась странно: вдруг, месяца три назад, резко увеличилось число желающих приватизировать – соответственно, возросла нагрузка и количество ошибок.
Я сама ездила в Росрегистрацию и смотрела документы, к которым есть претензии. Вот договор передачи, а на нем нет подписи и печати. Штамповали и пропустили. Или происходит сбой в программе. Скажем, печатают в документе, что по доверенности действует такая-то гражданка, а данные доверенности идут от другого лица…
У одного сотрудника оказалось рекордное количество ошибок. Насколько я знаю, с ним расстались. В остальном решили несколько изменить режим работы, чтобы было не так напряженно. Обидно, но количество и качество не всегда удается совместить.
– Управления департамента ловят ошибки ЕИРЦ и паспортных столов, Росрегистрация указывает на ошибки департамента… А у них самих как дело обстоит с пропускной способностью?
– Не скажу, что у нас всегда было идеальное взаимопонимание, но сейчас они стали гораздо лучше понимать смысл и значение происходящего, стараются пропускать как можно больше документов, но все равно заторы создаются. В декабре всегда народу много, а тут было особенно много, и сейчас образовался «хвост» из 4 000 комплектов документов. Этот вопрос будет обсуждаться на ближайшем заседании рабочей группы по вопросам регистрации прав собственности, в состав которой входят специалисты Росрегистрации и Департамента жилищной политики. Не сомневаюсь, решение будет найдено, хотя с каждым днем Росрегистрации все труднее справляться с такими объемами.
– Каковы причины задержки?
– Любая задержка – это ведь уже нарушение закона, а не внутреннего распорядка. Самое «узкое» место у них – служба приемки, где идет проверка документов. Очень много документов возвращается на доработку. А если уж пакет приняли, то должны за месяц уложиться. В крайнем случае, если что-то обнаружилось, может быть приостановка, отказ…
– Почему возникает приостановка, и на сколько она может затянуться?
– Приостановка происходит, когда требуются уточнения. Скажем, даны неверные сведения в доверенности. Мы не отказываем, потому что знаем, что это просто из-за сбоя машины. Иногда не хватает документа по правам города. Разные причины бывают. Приостановка может длиться до трех месяцев.
Всего из Росрегистрации возвращается в среднем 15% документов, которые не могут пройти регистрацию, из них 10% идет на возврат сразу – нет печати, ошибки. И только 3 – 5% – приостановки и отказы. Причины отказов: если помещение в соответствии с Единым государственным реестром прав числится в собственности, или человек уже участвовал в приватизации, если не учтены интересы детей. То есть когда налицо нарушение закона.
– Ольга Валентиновна, что вы можете посоветовать тем, кто еще только собирается приватизировать квартиру?
– Если у вас нет времени, но есть деньги, можно воспользоваться Системой автоматизированной подготовки и обработки документов. Такую услугу предоставляет Мосжилрегистрация в Единых центрах приватизации на Рязанском проспекте, 32, и Щербаковской улице, 41а, а также во всех столичных округах.
В прошлом году из 180 000 семей, ставших собственниками жилья, этим путем пошли 30%. Объясню, в чем разница. Когда приватизация идет обычным путем (через управление департамента), схема такая: формируется пакет документов, на его основании составляется договор передачи квартиры в собственность, он подписывается всеми желающими приватизировать с одной стороны и департаментом с другой. После чего передается в Росрегистрацию, где проходит правовая экспертиза, и совершаются регистрационные действия.
Сотрудники же Мосжилрегистрации, приняв документы, сами сразу составляют проект договора в электронном виде. Так как это сотрудники очень высокой квалификации, составление договора по приватизации идет с одновременной проверкой документов. И Росрегистрация получает этот договор в электронном виде. Время приемки, правовой экспертизы, транспортировки намного сокращаются.
– На сколько?
– Мы должны уложиться в два месяца – месяц на сбор документов и месяц на регистрацию, если процесс обойдется без возвратов и приостановок. С помощью автоматизированной системы приватизировать квартиру можно за месяц (это стоит 3 400 рублей), а можно и в течение 10 рабочих дней – это обойдется в 4 000 рублей.

Беседовала Мария Анисимова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация