Ольга Долгушина: «Если документы приняли – должны уложиться за месяц»
В прошлом номере газеты заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Ольга Долгушина рассказала нашему корреспонденту о проблемах приватизации в городе и возможных путях их решения. Ниже завершение публикации беседы с Ольгой Валентиновной.– Поговорим о тех, кто приватизацией уже занимается. Именно от них поступает бесчисленное количество жалоб – на очереди, неразбериху, затягивание сроков, ошибки…
– Одно с другим связано неразрывно. В большой степени именно ошибки на разных стадиях порождают увеличение сроков. Наша служба «одного окна» как-то обобщила данные и сделала вывод: 30% документов отсеивается из-за того, что составлены юридически неверно – номера корпусов, фамилии, даты рождения и прочее не совпадают с паспортными данными.
– Вы сами их исправляете, или человеку приходится совершать какие-то дополнительные действия?
– Сами, конечно. Направляем обратно, просим уточнить, созваниваемся… Если слышим в ответ: у нас именно так записано (к примеру, номер дома без дроби), тогда направляем запрос в БТИ и просим подтвердить, что это один и тот же адрес. Или в паспортном столе перепутали букву в фамилии…
Человек говорит: «Я отстоял очередь, записался ночью, наконец, добрался, а мне сказали – идите обратно, потому что у вас одна буква неправильно написана или адрес не совпадает!» Люди возмущаются. Это понятно. Но если в документах на приватизацию в вашей фамилии будет указана другая буква – допустим, запишут меня не Долгушиной, а Долгушкиной, то и квартира будет принадлежать не мне, а некоей Долгушкиной Ольге Валентиновне, которая вполне может существовать на белом свете.
Не соглашусь, кстати, с тем, что если обнаружилась ошибка, человек опять становится в хвост очереди. Ничего подобного! Каждому, кто попал на прием, назначают время и говорят, что от него требуется.
– Много жалоб в редакцию «КР» поступает на окружные службы департамента…
– Надо признать, от общего количества неточностей в документах 10 – 15% – ошибки наших служб. Это, безусловно, связано с сумасшедшей нагрузкой. Есть такой условный, нами выведенный норматив: на человека, пришедшего приватизировать квартиру, тратится в среднем полчаса. Это, если брать 8-часовый рабочий день, получится 16 человек. Во многих округах работают в две смены и принимают в два раза больше.
Не надо паниковать, не надо думать, будто чиновники специально издеваются и нарочно «маринуют» людей. Это так раздражает! Если человек кричит, ругается, трясет бумагами, это заводит всех.
– Где в городе наиболее успешно справляются с ситуацией, а где дела идут неважно?
– Нет замечаний по качеству работы в Центральном округе. Там хорошо поставлено дело, сидят опытные сотрудники, создан свой ритм. И хотя Центр города сам по себе место достаточно сложное, сейчас там все спокойно, стабильно: и с людьми они умеют говорить, и информация вся вывешена, и со стороны Росрегистрации нет никаких нареканий.
До определенного момента много ошибок было в Западном округе. На Юго-Западе ситуация сложилась странно: вдруг, месяца три назад, резко увеличилось число желающих приватизировать – соответственно, возросла нагрузка и количество ошибок.
Я сама ездила в Росрегистрацию и смотрела документы, к которым есть претензии. Вот договор передачи, а на нем нет подписи и печати. Штамповали и пропустили. Или происходит сбой в программе. Скажем, печатают в документе, что по доверенности действует такая-то гражданка, а данные доверенности идут от другого лица…
У одного сотрудника оказалось рекордное количество ошибок. Насколько я знаю, с ним расстались. В остальном решили несколько изменить режим работы, чтобы было не так напряженно. Обидно, но количество и качество не всегда удается совместить.
– Управления департамента ловят ошибки ЕИРЦ и паспортных столов, Росрегистрация указывает на ошибки департамента… А у них самих как дело обстоит с пропускной способностью?
– Не скажу, что у нас всегда было идеальное взаимопонимание, но сейчас они стали гораздо лучше понимать смысл и значение происходящего, стараются пропускать как можно больше документов, но все равно заторы создаются. В декабре всегда народу много, а тут было особенно много, и сейчас образовался «хвост» из 4 000 комплектов документов. Этот вопрос будет обсуждаться на ближайшем заседании рабочей группы по вопросам регистрации прав собственности, в состав которой входят специалисты Росрегистрации и Департамента жилищной политики. Не сомневаюсь, решение будет найдено, хотя с каждым днем Росрегистрации все труднее справляться с такими объемами.
– Каковы причины задержки?
– Любая задержка – это ведь уже нарушение закона, а не внутреннего распорядка. Самое «узкое» место у них – служба приемки, где идет проверка документов. Очень много документов возвращается на доработку. А если уж пакет приняли, то должны за месяц уложиться. В крайнем случае, если что-то обнаружилось, может быть приостановка, отказ…
– Почему возникает приостановка, и на сколько она может затянуться?
– Приостановка происходит, когда требуются уточнения. Скажем, даны неверные сведения в доверенности. Мы не отказываем, потому что знаем, что это просто из-за сбоя машины. Иногда не хватает документа по правам города. Разные причины бывают. Приостановка может длиться до трех месяцев.
Всего из Росрегистрации возвращается в среднем 15% документов, которые не могут пройти регистрацию, из них 10% идет на возврат сразу – нет печати, ошибки. И только 3 – 5% – приостановки и отказы. Причины отказов: если помещение в соответствии с Единым государственным реестром прав числится в собственности, или человек уже участвовал в приватизации, если не учтены интересы детей. То есть когда налицо нарушение закона.
– Ольга Валентиновна, что вы можете посоветовать тем, кто еще только собирается приватизировать квартиру?
– Если у вас нет времени, но есть деньги, можно воспользоваться Системой автоматизированной подготовки и обработки документов. Такую услугу предоставляет Мосжилрегистрация в Единых центрах приватизации на Рязанском проспекте, 32, и Щербаковской улице, 41а, а также во всех столичных округах.
В прошлом году из 180 000 семей, ставших собственниками жилья, этим путем пошли 30%. Объясню, в чем разница. Когда приватизация идет обычным путем (через управление департамента), схема такая: формируется пакет документов, на его основании составляется договор передачи квартиры в собственность, он подписывается всеми желающими приватизировать с одной стороны и департаментом с другой. После чего передается в Росрегистрацию, где проходит правовая экспертиза, и совершаются регистрационные действия.
Сотрудники же Мосжилрегистрации, приняв документы, сами сразу составляют проект договора в электронном виде. Так как это сотрудники очень высокой квалификации, составление договора по приватизации идет с одновременной проверкой документов. И Росрегистрация получает этот договор в электронном виде. Время приемки, правовой экспертизы, транспортировки намного сокращаются.
– На сколько?
– Мы должны уложиться в два месяца – месяц на сбор документов и месяц на регистрацию, если процесс обойдется без возвратов и приостановок. С помощью автоматизированной системы приватизировать квартиру можно за месяц (это стоит 3 400 рублей), а можно и в течение 10 рабочих дней – это обойдется в 4 000 рублей.