Встречное движение
«Квартплаты да городские дотации? Они покрывают лишь половину необходимых затрат на дом. Потому дома стремительно ветшают. Нет денег – нет хорошего обслуживания». Знакомые слова, не правда ли? Затем следует призыв создавать товарищества. Ведь по закону только таким жилищным объединениям разрешается зарабатывать деньги, пополнять нищий бюджет дома.
Если бы еще и давали зарабатывать! Но товариществам ставят такие палки в колеса, что люди сами не рады, что решились объединиться, вести совместное управление хозяйством.Недавно я побывал в ТСЖ «Новый век», что в Марьине. У дома на улице Верхние поля денег столь же мало, как и в муниципальных домах, а между тем, здесь так смогли наладить хозяйство, что соседи удивляются: «Не иначе, как дом в любимчиках у префектуры».
Впрочем, по порядку. Создано ТСЖ недавно – года полтора назад. Покупая квартиры, люди знали, что им придется жить в товариществе, но никто не представлял, что это такое. Потому что, мягко говоря, обвели жильцов вокруг пальца. Есть, скажем, в доме нежилые помещения. Продай их людям по льготной цене, и они могли бы жить безбедно. Но их продали другим организациям, разным фирмам, не поставив даже об этом жителей в известность. Такая же история с землей. Положен товариществу клочок – тот самый, который прилегает к дому. И уж планы в отношении его имелись: обнести забором, соорудить автостоянку, поставить, может быть, «тонар» – продуктовый ларек, и за счет всего этого тоже подзаработать дому. Но и этим планам не дано было осуществиться. Второй год обивают пороги Москомзема, вроде бы и отказа не слышат, и землю получить не могут.
Итак, как был нищим бюджет дома, таким и остался. В подобных случаях путь один – переложить расходы на жильцов, повысить тарифы на обслуживание. Богатые поворчат-поворчат, но стерпят, дадут сколько надо. А люди со средними и низкими доходами вообще забастуют – не будут платить.
Сразу скажем: квартплаты здесь вполне божеские. За «двушку», например, семья из трех человек платит – за все, про все – порядка 500 рублей, за «трешку» – 600. Самая большая квартплата, которую я встретил – 1500 руб. за 3-комнатную квартиру. Но в ней живет шесть человек.
Тем не менее даже ограниченные средства на ведение домового хозяйства позволили ТСЖ «Новый век» поднять класс обслуживания в доме. Важно было найти опытного, квалифицированного управляющего, болеющего за нужды дома, отдающего ему все силы. «Новому веку» в этом смысле повезло – нашли управляющего из своих же жильцов. Александр Дмитриевич Петров долгие годы работал проектировщиком, хорошо знает жилищно-коммунальное хозяйство. Так что во многом благодаря ему, сложные инженерные системы дома всегда «на ходу», сбоев практически не бывает. Товарищество наняло свою обслуживающую команду: двоих дворников, трех уборщиц, двоих сантехников, электрика, слесаря.
Вот лишь некоторые штрихи из жизни ТСЖ.
Необходимо вызвать на дом мастера. Не звонят до одурения по телефону, просто бросают записку в почтовый ящик, который установлен на подъезде, где работает правление ТСЖ. И нередко в записке есть такие слова: «Буду тогда-то и тогда-то». При этом промежуток указывают очень жесткий – к примеру: «с 12 до 13 часов дня». И что же? Мастер никогда не подведет – явится точно в срок, удобный для жильца.
В каждой квартире – водомер, за холодную и горячую воду люди расплачиваются, как за электричество. То есть по факту. И «факт» оказался на четверть, а бывает даже на половину меньше городских нормативов. Подобные приборы есть и в других новых домах, но часто бездействуют – так, бесполезная электронная игрушка. А «Новый век» все-таки добился того, что и Мосводоканал и Мосгортепло берут с него деньги не за воздух, а действительно за отпущенный товар.
Поначалу, когда вселились и не решались еще на самостоятельное ведение хозяйства, обслуживание каждого лифта обходилось примерно 6 тыс. руб. в месяц. А в доме их 21! Выяснилось, что обслуживает дом одна частная компания, заключившая договор с «Мослифтом» и перепродавшая его услуги товариществу втридорога. Зачем ему это? Заключили напрямую договор с городской коммунальной организацией, и теперь плата за лифт снизилась вдвое.
Понятно, что и сами жильцы заботятся о своем доме, – он весь окружен цветниками, которые они и высадили. И никто не посмеет выбросить из окна или с балкона ненужный предмет – об этом мне рассказал дворник, когда я спросил, чем же все-таки отличается уборка муниципального дома от такого вот, принадлежащего ТСЖ. Ясно: здесь дом считают «своим». Но во дворе и вообще чисто! Радивые дворники – это одно, но еще и в правлении следят за состоянием мусорного контейнера. Чуть что – звонок в фирму, и оранжевый «Фаун» приезжает немедленно. И снова из рассказа дворника: «Если и попадется мусор, то его заносит ветром с соседних дворов, где переполненные контейнеры. Там они могут стоять днями».
Гордость дома – электромеханическая прочистка мусоропроводов с применением дизенфицирующих химикатов. Мощный «ерш» приводится в действие с помощью сложного электропривода. Такие приводы устанавливают во многих новых домах, но из-за трудности обслуживания они обычно бездействуют. А здесь не побоялись, освоили сложную технику, а в результате и подъезд стал более аккуратным, и воздух чище. Кроме того, задействовали низкочастотные приборы, отгоняющие мышей и крыс.
Вернусь снова к управляющему домом Александру Дмитриевичу. Ведь это именно он – вместе, конечно, с электриком – разобрался в технике и теперь следит, чтобы она работала безотказно. Так вот, никакой он не «управляющий», а «главный инженер дома», чаще просто «инженер». Из тех, кого в европейских странах зовут «мастерхауз», то есть человек, отвечающий за состояние строения. Так что нет в «Новом веке» «управляющей компании» потому что нет в ней нужды. Что же касается связи с городскими коммунальными службами, то этим занимается непосредственно бухгалтер дома. На управлении, получается, экономят тоже.
Говорит заместитель председателя правления ТСЖ Надежда Алексеевна Шефер:
– Мы выходим из положения только потому, что дом новый – не надо тратиться на капитальный ремонт здания, его инженерных систем. Будь дом старый, были бы в нем частые аварии, наверно бы не потянули, не нашли бы средств на ремонт. Пришлось бы идти на поклон муниципальной дирекции. Но для выполнения тех задач, которые поставили перед собой, достаточно и существующего, хотя и ограниченного финансирования.
Допытываюсь: как, за счет чего?
Ответ неожиданный:
– Очень просто: жильцам стало удобно жаловаться. Одно дело идти в какое-то далекое РЭУ или ДЕЗ, чувствуя себя надоедливым просителем, другое – заглянуть тут же в доме в комнатку, где работает правление, и сказать, все, что о нем думаешь. Хотя мы, заметьте, здесь на общественных началах – на зарплате только наемные работники, но люди не дают нам скучать. Своими требованиями они подняли планку обслуживания, а мы только стараемся ее поддерживать.
И тут я вспомнил разговор с одним весьма и весьма высокопоставленным чиновником Москвы – тогда, когда столица грозилась вот-вот перейти на 100-процентную оплату жилья. Мой собеседник был одним из авторов московской концепции этой части реформы ЖКХ.
Вопрос я задал дежурный, заранее предполагавший утвердительный – оптимистический! – ответ.
–Будем платить 100 процентов, значит, и обслуживать будут на все 100?
А услышал совсем иное.
– Не ждите – не будет лучше. Не в одних деньгах дело. Если человек привык халтурить, его никакая зарплата не заставит работать хорошо. Движение должно быть с двух сторон: мы, городские власти, будем больше требовать от подведомственных организаций, но и жильцы не должны оставаться в стороне. Плохо обслужили? В суд! Тогда и сдвинем дело с мертвой точки.
До суда в марьинском товариществе дело не доходило, но что касается требовательности, то здесь ее и в самом деле не занимать. Почему люди должны терпеть грязь и дурные запахи в подъезде? С какой стати мириться с неопрятным двором? Платить за квартиру больше, если есть возможность сэкономить – на той же воде? Их не убедит, что вот, в соседнем доме стоят такие же счетчики, но люди платят все так же, по усредненному тарифу. «Не знаем, как там, а здесь извольте сделать, как надо. Мы платим вам деньги – и инженеру, и бухгалтеру, и техническим работникам. Не справляетесь – наймем других».
Такое вот оно товарищество – «Новый век». Неплохое, кстати, название. Осознание своих прав, умение их защищать, бороться за них – это и в самом деле знаковое явление перемен. Без этих качеств человеку в новом времени, в новом веке делать нечего.