Предприниматели, как верблюды: через игольное ушко у них не получается
Суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Эта истина, ставшая у нас, к сожалению, прописной, прозвучала и на одном из «круглых столов», организованных в Центральном округе столицы в связи с вступлением с начала этого года в силу 94-го федерального закона о госзакупках. Полное его название «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».Среди новаций этого документа: сокращение срока подачи заявок с 45 до 30 дней, а также снижение суммы заказа, при которой конкурс проводится. Если раньше госзаказ должен был быть 250 тысяч рублей и выше, то теперь эта планка снизилась до 60 тысяч. Теперь подавать конкурсные заявки можно вплоть до момента вскрытия конвертов, и это можно делать даже в электронном виде.
Ну, а для малого бизнеса важно то, что новый закон требует 15% госзаказа выделять малым предприятиям. И именно этому положению было уделено особое внимание на серии «круглых столов», предшествовавших окружной конференции по малому бизнесу в ЖКХ. Правда, в том же Центральном округе уже в 2005 году на долю малых предприятий пришлось 18,6% заказа. И этот уровень планируется сохранить и в 2006 году. Казалось бы, что волноваться? Однако дискуссия на «круглых столах» показала, что волноваться есть из-за чего, и проблем с участием в конкурсах малого бизнеса очень даже много. Некоторые даже вспомнили притчу о верблюде и игольном ушке. Мол, верблюду легче в него пролезть, чем малому бизнесу победить без протекции на конкурсе.
Так, председатель окружного отделения Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Дмитрий Ильин прямо заявил: хотя власти и отчитываются о большом проценте госзаказа, выполняемом малыми предприятиями, все не так однозначно. Во-первых, эти предприятия, выигрывающие в конкурсах, зачастую к малому бизнесу мало относятся, так как представляют аффилированные организации, созданные крупными предприятиями специально для получения выгодных заказов. И во-вторых, считает Дмитрий Ильин, на конкурсах безраздельно господствует заказчик. Что он захочет, то комиссия и делает.
А один из руководителей малого бизнеса заявил, что его предприятие постоянно выполняет работы по госзаказу, но через двух – трех посредников. Напрямую же он не видит возможностей победить на конкурсе. По понятным причинам, не будем называть это малое предприятие, а то как бы оно не лишилось доступа к госзаказу и через посредников.
Подобная ситуация с конкурсами госзаказов наблюдается во всех округах столицы, считают участники «круглых столов». По их единодушному мнению, переломить ее сможет только воля руководства округов. И к итоговой конференции по малому бизнесу в ЦАО были сформулированы следующие обращения к префекту ЦАО Сергею Байдакову:
– пересмотреть организацию конкурсной компании в округе, уйдя от монополии единственного организатора конкурсов;
– проводить ротацию членов комиссий, предусмотрев участие в них предпринимателей;
– проводить в ЦАО отдельные конкурсы для малых предприятий.
Понятно, что такие же пожелания малые предприятия вправе адресовать руководителям и других префектур города. А там, может быть, с их помощью удастся переломить укоренившуюся практику необязательности исполнения законов, и в данном конкретном случае позволить малым предприятиям напрямую, а не через посредников участвовать в выполнении госзаказа.