Батькины варианты
Проводимая в России реформа ЖКХ во многом напоминает тот путь, который выбрали для совершенствования жилищной сферы Казахстан и страны Балтии. А вот республика Беларусь предпочла сохранить прежнюю модель управления ЖКХ. Как это выглядит на практике, разузнал наш корреспондент.Белорусские города приятны своей ухоженностью и опрятностью, хотя, возможно, не поражают богатством красок или изысканностью отделки, как западноевропейские города или кварталы новой застройки в российских мегаполисах. Здесь действительно царят 80-е годы. Лифт в гостинице частенько едет с пятого этажа на первый только через восьмой, с обязательными остановками на каждом из этажей… Зато улицы сияют чистотой, а вызванный сантехник приходит быстро и трезвый: всем в Белоруссии известна манера президента Александра Лукашенко вникать в самые разные бытовые мелочи и неудобства, с которыми сталкиваются граждане, и делать по итогам разбирательств жесткие оргвыводы.
Государство контролирует тарифы, и вот уже два года в стране цена на свет, воду, тепло остается неизменной. Правда, в наступающем году тарифы могут измениться. Плата за стандартную благоустроенную квартиру в столице вырастет в полтора раза, в пересчете на доллары, с 40 «зеленых» до 60. Сумма не такая большая, но для белоруса ощутимая. Ведь государство контролирует тут не только цены, но и зарплаты. Например, один из работников администрации президента, посетовал корреспонденту «КР» на свои доходы: «Еще год назад я работал у частника. Получал 1,5 миллиона белорусских рублей. Это примерно 20 тысяч на российские. Но частника задушили налогами, развиваться он не смог, и свернул бизнес. Пошел на работу сюда, и получаю теперь 600 тысяч «зайчиков».
Кроме того, в Белоруссии действует норма, согласно которой руководитель предприятия не может получать зарплату больше чем в 4 раза, нежели средний размер заработка на его заводе. Причем, это правило распространяется на предприятия всех форм собственности. То есть, отпусти государство цены на ЖКХ в свободное плавание, пришлось бы точно так же поступить и с зарплатами белорусских тружеников. А на это правительство и лично «батька» идти не хотят категорически.
Другими словами, вот оно препятствие на пути создания единого государства. В России, как известно, реформа ЖКХ пошла по принципиально иному пути и все, за исключением некоторых рычагов регулирования тарифов, отдано на откуп частных компаний.
В Белоруссии, похоже, понимают, что жесткое госрегулирование рано или поздно станет тормозом развития экономики. К примеру, сейчас республика переживает строительный бум – кредиты даются на 40 лет, под 5% годовых, причем, в случае рождения в молодой семье трех детей часть кредита погашается, а в случае если пятеро – то кредит и вовсе аннулируется. Дают эти кредиты банки, которые фактически находятся под контролем все того же государства. Госорганы также регулируют цену квадратного метра на первичном рынке жилья, в результате рост цен по сговору монополистов невозможен. Зато растут цены на вторичном рынке. Из-за сравнительно низкой стоимости нового жилья, квартиры активно скупают россияне и украинцы. Для них это неплохая возможность вложить лишние деньги в недвижимость. Создается определенный дефицит на рынке вторичного жилья, а также постоянно, и в этом случае бесконтрольно, растут цены на аренду квартир. Купленная впрок недвижимость не должна простаивать, вот и сдаются квартиры внаем.
Как долго сохранится такая ситуация в Белоруссии? Этого пока не рискует сказать никто. Сам А. Лукашенко признается: для него третий президентский срок будет временем поиска возможности сохранить нынешнюю систему до поры, когда он сам выйдет на пенсию. И тогда, наконец, займется своим любимым хоккеем. Ну, а у граждан появится возможность оценить всю эффективность созданного им белорусского варианта социализма, в том числе и в сфере ЖКХ.