23:30:44
11 апреля 2021 г.

Николай Бурляев: «Мы жили в коммуналке на улице Горького»

В гостях у звездыЭтот дом похож на своего хозяина. Переступив порог, сразу чувствуешь, что здесь живет человек светский, творческий и весьма успешный. На стенах – кадры из фильмов, уже ставших классикой отечественного кино, в которых известный артист снимался в разные годы. А еще в этом доме ощущаешь духовные искания хозяина. Много фотографий, на которых он запечатлен рядом с видными деятелями Русской православной церкви, много икон. Здесь живет народный артист России Николай Бурляев.Двое для каждого в отдельности
– Николай Петрович, хотелось бы услышать, что для вас означает ДОМ в высоком смысле слова?

– Когда-то Лермонтов сказал: «Я – цыган, я люблю дорогу»… Мне эти чувства поэта понятны и близки, но, думаю, что дом все же самое главное в жизни человека. Это место, где он проводит большую часть времени. Здесь он спит или мучается бессонницей, здесь работает, отдыхает, занимается любимым делом, воспитывает детей. Для меня дом важен еще и потому, что здесь я могу побыть в покое, собраться с мыслями или отдохнуть перед боем. А в бою за последние пятнадцать лет приходится бывать часто, даже в буквальном смысле слова. Много раз, к примеру, ездил в Сербию, где воевали, был под бомбами НАТО, поскольку жил в Белграде. Знаю, что такое война. Ну, а дом – это то идеальное место, где меня всегда ждут, где мир и покой, где есть любящая жена и растут дети. Растут по образу и подобию твоему. Мальчики похожи на отца (это закон психологии), девочки – на мать. Они впитывают все наши достоинства и недостатки, угодно это кому-то или нет, но это так…
У меня пятеро детей. Двое сейчас живут со мной – Илья и Даша. Дети – и я этому очень рад – раньше нас вступили на дорогу к Храму. И раньше нас им открылось, что есть Бог. Я рад, что мои дети читают утренние и вечерние молитвы сами, помогая всем нам этим.
– Каким вам вспоминается дом ваших родителей?
– Мы жили в коммунальной квартире на улице Горького, в доме 6, почти у самого Кремля. И я бегал «принимать парады», ведь все происходило почти под окнами нашего дома. Кроме нас, в квартире жили еще четыре семьи. В нашей семье было четверо детей, отец, мама и бабушка – в трех комнатах. Дом старинный, потолки потрясающие высокие, с лепниной. Общая кухня, общая ванная, но почему-то это время вспоминается как вполне счастливое и гармоничное.
– У вас оно даже описано в поэме. «…Исчадье стирок в свете тусклом, застолья по вечерам, симфония звуков, шум и гам армян, цыган, евреев, русских»…
– Да. Но самое главное это все-таки то, что делалось непосредственно в наших трех комнатах. Я вообще не помню, чтобы мать повысила голос на отца или на нас. Какая-то правильность отношений царила в доме! Был отец – глава семейства, потомок запорожских казаков и сын русских артистов. Его голос был доминирующим. Но мать умела ему так сказать, что отец начинал просто-таки урчать в ответ.
Мать и тетя Фая (ее сестра по отцовской линии) воплощают для меня образ русской женщины с трудной судьбой. Тетя Фая десять лет ждала мужа из ссылки, оставалась верной, хотя и была в привлекательном женском возрасте. И потом, как она всю жизнь жила, с каким достоинством, как она детей поднимала и внуков! Как ее все любили и как тянулись к ней!
Сегодня такие женщины – матери и жены – редкость. Наверное, благодарить за это, помимо прочего, надо и пресловутую эмансипацию. Женщина стала брать пример с мужчины, делать вид, что она такая же, как он. А это не так, она, может быть лучше, чем мужчина, но в любом случае – другая. У мужчины и женщины – разные назначения жизни, однако никто не объясняет с детства в школах, какими мужчины и женщины должны быть. Зато развращение детей узаконили по всем каналам ТВ, с младых ногтей можно «набираться ума-разума», смотреть передачки про голубых и розовых, про многобрачие и так далее.
Это очень опасные игры – они приведут и уже приводят нас к печальному итогу.
Был крещен в эпоху атеизма
– Каковы, на ваш взгляд, составляющие комфорта в доме?

– Лично мне мало надо. Стол, за которым работаю. Телефон, поскольку замкнут на города и веси. Кинофорум «Золотой Витязь», который возглавляю вот уже 14 лет, охватывает 55 стран мира. А мы за год готовим три таких форума. Для меня важна в доме икона, лампада, важна кровать, на которой я могу лежать и читать. Смотреть по телевизору то, что делается в мире, а я новости в основном и смотрю. И все – я неприхотлив в быту.
Ищу покоя всю жизнь, с самого детства, а его все нет. И напротив, чем дальше идешь по жизни, тем этого покоя меньше. Меня все время бросает в гущу общественной жизни. А я человек по своей сути – необщественный, замкнутый, мне бы уйти ото всех и жить одному, в келье, в лесу. Думать, писать книги. А не приходится.
– На вашем юбилее показывали кадры из фильма «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, в котором вы удивительно сыграли Иешуа. До сих пор нахожусь под впечатлением того, как вы сделали эту роль. Вас на экране вообще невозможно узнать. Скажите, как и когда вы пришли к вере?
– Крещен был в детстве, очень рано, как и положено (хотя времена на дворе стояли самые атеистические). Мама и бабушка были очень верующие люди, и они меня в церковь водили. Я был пионером, несмышленышем и не понимал, что к чему, что вера – самое главное в жизни, что с этим надо жить. Но особую атмосферу храма, ни на что не похожую, ощутил уже тогда, в раннем детстве. А рубежом стал фильм «Андрей Рублев», когда Андрею Тарковскому однажды утром подали реквизиторские крестики. Ему принесли штук пять – шесть, он положил их на ладонь, долго выбирал, наконец, выбрал один и повесил мне на шею. А потом сам фактурил веревочку, чтобы она была «жизненная». Я жил с этим крестиком очень долго. И, заканчивая рабочий день, его не отдавал, под разными предлогами. Было очень приятно, что грудь защищена крестом.
После этого попал в Псково-Печерский монастырь с нашим консультантом по «Андрею Рублеву». И это были уже первые мои осознанные шаги на пути к Храму. В монастыре я беседовал с архимандритом Алипием, который прошел рядовым всю войну до Берлина, был художником, членом МОСХа и поднимал из руин этот монастырь. Мы подружились, я часто туда ездил. Помню эти прекрасные покойные ночи в келье, тишину монастырскую, колокола бархатные, умиротворение. И беседы с отцом Алипием о Боге и жизни. Он был очень открытый человек, остроумный, не давящий, легкий. И помню, как он говорил: «Коля, тебе будет просто до тридцати лет, а потом очень трудно». А мне тогда едва исполнилось двадцать. Он был, как оказалось, прав…
– Николай Петрович, я знаю, что вы предпочитаете отмалчиваться, когда вас спрашивают об этой роли. И все-таки, как вы готовились к тому, чтобы стать булгаковским Иешуа Га-Ноцри?
– Не хотел бы и сегодня углубляться в подробности. Наверное, это был поступок сравнительно молодой и гордой актерской души. С годами ведь начинаешь понимать, что актер не все должен играть и не все может сыграть. Истину сыграть невозможно. Все равно будет обман. К тому же правы те, кто считает: грешные люди прикасаться к этому образу не должны.
Ну, а тогда в фильме «Мастер и Маргарита» меня поначалу прочили на роль Ивана Бездомного. Я же нахально заявил режиссеру, что она мне абсолютно неинтересна, и вообще в романе Булгакова есть лишь один герой, которого я бы хотел сыграть, – Иешуа. Сделали пробу – все одобрили…
– Как пришла идея создать международный кинофестиваль «Золотой Витязь», почетным попечителем которого впоследствии стал сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II?
– Это было зимой, в начале 1992 года. Однажды мучался бессонницей, лежал и раздумывал, что же делать в жизни дальше. На голову свалилось новое время, перестройка. Актеры начали уходить в бизнес, так как предложений сниматься практически не было, кино сокращалось и сморщивалось, подобно шагреневой коже. И вдруг осенило: «Да вот же что надо делать! Надо организовать фестиваль русских фильмов. Надо собрать единомышленников по России, всех тех, кто разбросан и думает, что он одинок».
Хотелось увидеть, а есть ли мы вообще, много ли нас. Живо ли отечественное кино, или с уходом Шукшина, как я тогда думал, с экрана перестала говорить русская душа. Сейчас должен признать, что был не прав: просто никто не задавался целью собрать новые фильмы. Но вот когда я их по России собрал и увидел, что все-таки русское кино есть, то и объявил: будет такой фестиваль – «Золотой Витязь». И там все это можно будет показать.
Чуть позже пришло название. Я хотел, чтобы оно звучало по-русски мощно, сильно, жизнеутверждающе. Оформился и девиз: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».
Прошло три года, и митрополит Иоанн Санкт-петербургский и Ладожский предложил добавить: «За нравственные и христианские идеалы». Я с некоторой опаской принял это предложение, так как думал, что оно ограничит наши возможности. Но ошибся! Вообще, искусство для того, чтобы остаться в веках, должно все мерить мерою Христа. Художник должен не бояться остаться в одиночестве наедине с Богом. И если мерить мерою Христа собственное творчество, как говорил Иван Ильин, то не будет ни пошлятины, ни патологии, ни непотребства на экране.
– У вас в доме много икон. Как они приходили к вам? Есть ли среди них те, которые связаны с какими-то особыми случаями в жизни или особым образом помогли?
– Приходили по-разному. Вот эта икона от отца Алипия досталась. Эта – икона семейная, ее делали специально для нас, здесь поименно изображены все наши святые: Николай, Инна, Илья, Дарья, Иван… «Белый Ангел» – приехал из Сербии. Икона «Спаситель» – подарок митрополита Киевского Владимира.
В кино Тарковский, в театре – Мордвинов
– Николай Петрович, кто из тех людей, с которыми приходилось общаться на съемках или в театре, оказал на вас наибольшее влияние?

– Особое место в моей жизни и в кино занимает, безусловно, Андрей Тарковский, а на театре – Николай Мордвинов. Вот здесь есть фотография из спектакля, в котором мы вместе играли с 1961 по 1964 год. Почти 150 раз я с ним был на подмостках. Это мои главные учителя. Образ их жизни, их мысли, отношение к ближнему и были очень важным учебным процессом. У Андрея учился быть бескомпромиссным в режиссуре и актерстве. Он был очень строг. Когда Андрей увидел, что я стал играть после «Рублева» по пять – шесть ролей в год, сказал: «Что ты делаешь, Коля? Душу береги! И не делай того, за что потом будет стыдно. Лучше голодать!» Но по молодости мне хотелось играть, играть, играть.
В театре таким знаковым человеком для меня был Мордвинов. Он был моим учителем и однажды помог остаться актером. Дело было так. Я ведь в жизни заикаюсь, а на сцене – нет. Мы играли «Ленинградский проспект». Это была тогда очень популярная вещь в Москве. И вот где-то на 130-м спектакле я уже так освоился, что плавал, как рыба в воде, импровизировал, все было легко. И решил запнуться. Это произошло раз, потом другой, третий… А потом уже не мог унять заикание. До этого я абсолютно гладко говорил четыре акта, огромные тексты, монологи. А тут начал заикаться, как и в обычной жизни-то не заикаюсь. До четвертого акта дожил, чуть ли не теряя сознание. Ужас! И вот занавес закрылся, и я пошел, как за магнитом, за Мордвиновым в его гримерку.
Он сел за столик, начал разгримировываться. И я сказал, что уйду из театра. А он говорит: «Ты вообще думаешь быть артистом?!» – «Какой я артист? Заика…». И Мордвинов мне ответил: «Знаешь, в цирке есть такой закон, если артист падает с каната или с трапеции, он должен немедленно залезть и повторить номер. Иначе в душе поселится страх, и прощай, арена! Ты – артист, и завтра должен играть».
Ночь провел без сна. Гонял текст в уме, хотя помнил его, как «Отче наш». Утром сыграл спектакль и благополучно прошел «риф». Если бы не Мордвинов, не было бы в моей жизни потом ничего. Ни «Военно-полевого романа», ни «Лермонтова»…
– И последний вопрос. Можно ли увидеть вас дома с молотком или дрелью? Кто создавал интерьер вашего жилища?
– Ну, положим, ничего особенного здесь нет. И уж точно – нет ничего лишнего: полки, стол, тумба для телевизора и кровать… Обои выбирал вместе с женой, но клеили мастера. В принципе, я по дому почти все умею делать сам. Но нет времени. К тому же мой принцип: каждый должен заниматься своим делом.

Беседу вела Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация