Капремонт: очевидное невероятное
На капитальный ремонт в будущем году из городского бюджета будет выделено 13 млрд. рублей. Это существенно меньше реальной потребности. В то же время федеральный закон вообще не обязывает выделять казенные средства на подобные цели.Столичная смета расходов на ремонт жилья в 2006-м составлена из расчета немногим выше 13 млрд. рублей. Так решила Московская Дума, утвердившая городской бюджет. В последний момент депутаты накинули дополнительно 300 млн., но это, как говорят в народе, детишкам на молочишко. Принципиально ситуация не изменилась. Итоговая сумма не превышает 40-процентной минимальной потребности, заявленной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства.
Это было бы не так страшно, если бы схожая ситуация не повторялась на протяжении примерно пятнадцати лет. Недостаток средств приобрел характер хронической болезни в сфере капремонта. По словам депутата городской Думы Ирины Рукиной, в сопоставимых ценах расходы на ремонт год от года даже сокращаются. Как следствие, в неудовлетворительном (износ 40–60%) и ветхом (износ более 60%) состоянии находятся порядка 30 млн. кв. метров – примерно шестая часть всего жилого фонда города. Ежегодный прирост некондиционного жилья составляет
3 млн. кв. метров. Именно эта цифра определяет минимальную годовую потребность в ремонте и реконструкции.
Парадокс в том, что при всей остроте положения не знаешь: критиковать исполнительную власть или наоборот – благодарить. Ведь по новому Жилищному кодексу она свободна от всяких обязательств, которые были бы связаны с капитальным ремонтом находящегося в собственности граждан жилья. Бюджет имеет полное право не выделять на эти цели ни копейки. Забота о ремонте дома целиком и полностью лежит теперь на владельцах квартир. В платежах собственников кодекс отдельно оговорил новую строку – «капитальный ремонт». Каждый казенный рубль в такой ситуации – просто подарок.
Логику государства можно понять. Если ты хозяин вещи, то будь добр сам ее ремонтировать. Но можно понять и граждан, в сознании которых за многие десятилетия твердо укоренилось правило: ремонт дома – святая обязанность государства. Как ни обидно звучит, но в отношении капремонта жители сплошь и рядом занимают позицию Емели, лежащего на печи и рассчитывающего на свое хотенье да президентское веленье.
А пока стороны выжидают, стоимость накопленного «недоремонта» оценивается уже не десятками, а сотнями миллиардов рублей. Впрочем, не исключено, что от спячки общество будет разбужено совсем скоро: с 1 марта 2006 года каждый многоквартирный дом получит управляющую компанию. Именно на ее счет граждане начнут вносить квартплату. И уже компания станет транслировать все платежи поставщикам услуг. Точнее говоря, почти все. Отчисления на капитальный ремонт будут накапливаться. Годами и десятилетиями. Никакого государственного хранилища для них кодексом не предусмотрено, поэтому деньги станут оседать в управляющих компаниях. К гадалке не ходи: жуликам и аферистам просто грех будет не воспользоваться ситуацией…
Как ни крути, государству вряд ли быстро удастся отвертеться от участия в капитальном ремонте. Ирина Рукина обещает инициировать городской закон о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности расходных статей, в том числе на капремонт. Ее коллега Дмитрий Катаев говорит о необходимости переходного периода, в течение которого государство и граждане должны оплачивать ремонт на кооперативных началах. Есть и другие идеи. Беспокоит только то, что все рассуждения ведутся в будущем времени. А время не ждет.
Раздачи слонов не будет
Тема очередного еженедельного обзора – капитальный ремонт домов, где живут собственники. Жилищный кодекс освободил государство от этой заботы. Отныне капремонт дома – дело самих собственников. А что думают по этому поводу москвичи?
П. Козлов, изобретатель:
– Кто придумал новый Жилищный кодекс? Наверняка государственные люди. И задачи у них были, соответственно, государственные. Потому и освободили родное государство от еще одной непосильной заботы.
Харгид, бизнесмен:
– А что тут особенно думать? Государство делало ремонт в последний раз, кажется, лет двадцать назад. А то, что чиновники сейчас называют капремонтом – подштопали кровлю да фасад да вставили в подъезде окна – на самом деле таковым не является. Так что хуже не будет. Главное, чтобы деньги, которые люди на капремонт собирать будут, не утекли в какую-нибудь офшорную зону!
Анатолий Эскин, студент:
– С таким же успехом светлые головы, разработавшие Жилищный кодекс, могли перепоручить нашему среднерусскому обывателю самому решать проблемы здравоохранения, образования или заниматься подготовкой космических полетов. Страшно далек обыватель от капремонта дома, он и в своей-то квартире не знает толком, как обои поклеить. И от того, что вместе соберутся 200 или 300 неумех, проблема все равно не решится. Одним словом, преждевременная идея.
Александр Шандыбин, заслуженный артист РФ:
– Это, на мой взгляд, сфера ответственности института под названием «государство». Сбор денег на капремонт дома – дело долгосрочное, а фирмы, как известно, возникают и лопаются подобно мыльным пузырям. Поэтому, повторяю, гарантом может быть только государство.