18:42:19
23 ноября 2024 г.

Александр Лазарев: «Нас объединяет патологическая любовь друг к другу»

В гостях у звездыК письменному столу Александра Лазарева-старшего домочадцы не могут прикоснуться – там все разложено в определенном порядке. Артисту близка английская поговорка «мой дом – моя крепость», ведь речь в ней идет, прежде всего, о защите психологической. Ведь когда Александра Сергеевича посещает хандра, то самый лучший лекарь – стены родного дома. Мы напросились к артисту в гости, и разговор завели с самого начала.Дворовое детство
– Я сам – ленинградец, родился на Васильевском острове, на Среднем проспекте, 27. Это была коммуналка на пятом этаже хорошего, большого здания: когда-то это был доходный дом. Учился напротив, в 30-й средней школе. Несколько месяцев назад мой сын Шурка, снимаясь в Питере, заехал в этот дом. Решил дочери Полине показать квартиру, где жил его дед, который возил его маленького по городу на Неве, по музеям. Они пришли в этот двор, поднялись на 5 этаж. И, можете себе представить? На дверях до сих пор висит табличка: «Лазаревым – 3 звонка». Полина даже заплакала.
– Наверное, двор вашего старого дома много значил для мальчишек?
– Детство моих сверстников проходило во дворах, которые были и клубами, и танцплощадками, и местом для игр. Мы играли в игры, о которых современные дети понятия не имеют – в «чижа», в «штандр», в «лапту» цыганскую и русскую, в футбол гоняли, конечно же. Поэтому дом на Васильевском острове вызывает во мне самые трепетные ощущения.
Детство было ярким и радостным. Помню, как первый раз увидел апельсин, и отец объяснил мне, что это фрукт. Помню, как отец впервые принес в дом красную икру. Блокаду, конечно, не помню, хотя мы и пережили в Ленинграде самую страшную зиму 41 года. Из семейных историй того периода сохранилось воспоминание о том, как отец где-то достал головку сыра, принес ее, как вырывал из рук у матери, чтобы мы сразу ее не съели, так как это была бы верная смерть. Он разделил сыр на кусочки, и их нам выдавали ежедневно по чуть-чуть.
Подходя к старому дому в Питере, начинаю волноваться. Вспоминаются склады дров во дворе, подвалы, в которых мы прятались, играя в казаки-разбойники. Вспоминаются танцы в ДК имени Кирова. Невский проспект, по которому после фильма «Тарзан» все ходили, шаркая по тротуару желтыми микропористыми подошвами. Прически «кок» на голове. Бесконечные разговоры под ленинградскими арками… Это тоже – дом.
С годами дом для меня стал еще более важным и значимым. Моя семья – жена Светлана, Шурик и его жена Алина, внучка Полина, внук Сережа – это то, что мне подарила Жизнь, Господь Бог, если хотите. Ощущение дома – это ощущение клана, ощущение нашей фамилии. Мы тоже ссоримся, ругаемся. Но это – совсем другое. Для нас два дня не разговаривать – это мука. Нас объединяет патологическая любовь друг к другу.
Отцы и дети
– А вы во всем сходитесь во взглядах с детьми и внуками?

– Далеко не всегда. Мы со Светланой – люди консервативные, старорежимные, у нас есть свое понимание вещей, театра, искусства. В чем-то есть совпадение с общепринятым мнением, в чем-то – несовпадение, неприятие категорическое.
– А в чем неприятие?
– Например, я рос тогда, когда люди даже не знали слова «наркотик». За курение в школе собиралось общешкольное собрание. Выясняли, кто курил. Если кто-то не приходил в школу, домой посылалась группа учеников, чтобы выяснить, что случилось. Сейчас Полина может не ходить в школу неделю, потом прийти, и никто даже не спросит, почему ее не было.
Не могу смириться с тем, что малолетние дети шныряют на дороге между машинами, предлагая что-то купить. Не приемлю разгула вседозволенности, хотя это, наверное, веяние дикого капитализма, который совершенно неуправляем.
Мы со Светой вышли из другой среды, нежели Шурка. Он уже – другое поколение. Он восхищается, к примеру, каким-то западным фильмом, я пытаюсь до него донести: «Это же – барахло, фуфло, ты посмотри на наш старый кинематограф, на великих актеров, на великих режиссеров». А он может ответить: «Папа, ты ничего не понимаешь».
Я, например, с удовольствием пешком хожу из дома до театра. Мы живем на углу Тверской и бульвара. Шуркина школа была напротив театра. И он в старших классах умудрялся до нее ездить кружным путем на машине и получать от этого удовольствие. У нас – много точек несоприкосновения. Но это не мешает нам любить друг друга.
– Бывают ли у вас разногласия по творческим вопросам? Или активное неприятие того, что сын делает на сцене или в кино?
– Нет, активного неприятия не было ни разу, он просто поводов нам не давал. Он замечательно играет в «Женитьбе Фигаро», в «Королевских играх», играет Меншикова и Монса в «Шуте Балакиреве», Орфея в «Плаче Палача». Вот сейчас в кино подряд снялся в четырех картинах. Я ему могу подсказать, как правило, только технические вещи. Шурка очень органичен. Мы сидели однажды в «Ленкоме» с Арменом Джигарханяном на спектакле, и Армен, глядя на сцену, сказал мне: «Вот этому научить нельзя».
Кто в доме хозяин
– А со Светланой Владимировной как вы познакомились?

– В театре. Сорок шесть лет назад…
– Часто ли бывают у вас гости?
– Сейчас уже собрать друзей в гости – это подвиг. Мы предпочитаем куда-нибудь пойти. А когда-то собирали по тридцать человек в квартире. Жили в одиннадцатиметровом «пенале» в Кисловском переулке. У нас бывали многие художники, актеры, режиссеры. Бывал Андрей Тарковский. Обычно он сидел на шкафу, болтал ногами и утверждал, что оттуда ему всех присутствующих лучше видно.
А когда Света жила в доме на Плющихе, все, кого сегодня называют творческой элитой, перебывали у нее в гостях – Василий Лановой, Женя Урбанский, Василий Ливанов, Геннадий Гладков. Всегда на столе стоял чайник с кипятком и сушки. А сейчас мы без пол-литра-то и собраться не можем!
– Что вам с Александром, как сильной половине человечества, приходится делать по дому? Приходится ли, например, гвозди забивать, стены сверлить?
– Ну, во-первых, Шурка с семьей давно живет отдельно. Но гвозди забивать нам приходилось. Конечно! Хотя Светлана иногда ворчит: «Вот, гвоздя не можешь забить», на что я ей неизменно отвечаю: «Интересно, а кто это тут все повесил? Пушкин заходил?» Но у нас нет никаких излишеств в семье. Стиральная и посудомоечная машины появилась два года назад: всю жизнь все делали руками. И до сих пор ходим с авоськами из магазинов, редко когда выбираемся на машине. У нас и нянька-то для Шурика появилась только потому, что мы играли по двадцать спектаклей в месяц…
– Александр Сергеевич, а есть ли у вас дача?
– Это – любимейшее наше место. Далековато, правда – 75 километров по Ярославской дороге. Но места потрясающие, красивые. Сейчас там подняли крышу: нам стало тесновато. У нас участок хороший, лесной. Там растут грибы. А Светлана обожает цветы.
– С внуками удается возиться?
– Да, хотя Полине уже 15 лет, и у нее – свои компании. Но Полина для меня – свет в окошке. Мы часто брали ее с собой на гастроли – в Ригу, в Таллинн, в Питер, на юг на фестивали. Сережка тоже растет удивительным человеком, уже видно, насколько он талантлив. Как он строит фразы в свои пять лет, как оценивает все! Вдруг скажет что-нибудь о Боге или расскажет сон, – просто невероятно!
– У вас ведь была совместная работа на съемочной площадке одновременно и со Светланой Владимировной, и с Сашей. Наверное, это счастье – работать вместе?
– Была такая работа. Но признаюсь, было тяжеловато. Смотрел на Свету и Шурку и все время им мешал – делал замечания и что-то советовал. Пока, наконец, Света, долго молчавшая, не выдержала и не сказала: «Саня, у тебя тоже большая роль! Займись ею, что ты нами занимаешься?» А я волновался, потому что знаю, что для них – выгодно, что нет. Режиссеры же сегодня в такие условия поставлены продюсерами, что не успевают физически с актерами поработать, пекут серии-блины. Позавчера Светка вон четырнадцать часов снималась! Пришла домой, а ей говорю: «Да ты что?! Ты мне еще дорога как память!» Так же и заболеть можно.
– Александр Сергеевич, кто в доме хозяин?
– Не знаю. Наверное, у нас равноправие. Светлана – мама, жена, бабушка. Конечно, мы стараемся ей уступать во всем. Но в силу какого-то мужского эгоизма это не всегда получается. Мы все заботимся друг о друге. Я вот с вами разговариваю, а она мне суп варит. Зато с утра отнес в прачечную белье: ну не женщине же с тяжестями по улицам ходить.
Ячейка общества
– Что бы вы хотели пожелать своей семье и своему дому?

– Я – фаталист. Как уготовано кому, так люди и живут. Но нашу семейную ячейку мы всячески старались сохранять. На волю волн отпустить эту ситуацию опасно. Мы всегда взвешивали, что дороже – пойти на компромиссы, сохранить семью или фыркнуть и разбежаться. Хотя все люди живые, и эмоции захлестывают иногда.
И теперь понимаем, что интуитивно строили свой дом правильно.
Желаю, чтобы моя семья была в первую очередь здоровой. Я пережил жуткую операцию на сердце и знаю, что такое здоровье. Когда ты лежишь на больничной койке, тебя ничто не волнует: ни искусство, ни театр, ни кино. Ты думаешь только об одном: как бы выйти из этой палаты и послушать птиц, увидеть цветы, небо, солнце. Больной артист никому не нужен.
Растут дети, внуки… Очень хочу видеть Полину на сцене. Она превосходно поет. Ну, а сыну Шурке желаю большой удачи. Он так замечательно сыграл в «Идиоте»! И мне хотелось бы видеть его на Каннской лестнице в составе какой-нибудь съемочной российской группы, снявшей хороший российский фильм!


СПРАВКА «КР»

Народный артист РФ Александр Сергеевич Лазарев родился в 1938 году. Закончил школу-студию МХАТ. Учился вместе с Вячеславом Невинным, Евгением Лазаревым, Анатолием Ромашиным.
С 1959 в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского. Самые известные спектакли, где играл Лазарев-старший: «Человек из Ламанчи», «Бег», «Смех лангусты», «Жертва века» и др. С 1961 снимается в кино: «Еще раз про любовь» (1968), «Цветы запоздалые» (1974), «Село Степанчиково и его обитатели» (1990), «Тень» (1991), «Провинциальный бенефис» (1993), «Мелочи жизни» (1993 – 94, телесериал).
Супруга – Светлана Владимировна Немоляева, народная артистка РФ, актриса театра им. Вл. Маяковского.
Сын – Александр Александрович Лазарев, заслуженный артист РФ, актер театра «Ленком».

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация