Эксперимент в чистом поле
В предложенной модели жилищно-коммунальной реформы решающая роль отводится товариществам собственников жилья (ТСЖ). Они-то и должны сформировать конкурентный рынок поставщиков коммунальных услуг. Однако многие считают, что ТСЖ могут состояться лишь в элитных домах для обеспеченных людей, у которых водятся деньги. Сегодня Петр Анисимов рассказывает о двух ТСЖ – «Митинском оазисе», население которого составляют москвичи со средним достатком, и «Эйдетике», где живут пенсионеры.
Первое товарищество «Митинский оазис-1» было зарегистрировано в начале 1998 года. А сегодня 27 домов находится в управлении 13 товариществ, которые объединились в одну ассоциацию.
Структура получилась логичной. В новом микрорайоне жилые дома делятся на три типа: многосекционные с несколькими подъездами, дома-башни с одним подъездом и коттеджи. ТСЖ создавались по типам домов для того, чтобы собственники жилья были максимально сближены по социальному составу, уровню доходов, интересам.
Однако, по словам руководителя объединения «Митинский оазис» Константина Цыганова, на первых этапах жизнь ТСЖ складывалась непросто: товарищества приравнивали к коммерческим организациям, а ресурсоснабжающие предприятия вообще не хотели с ними работать. Правда, сейчас эти отношения «устаканились».
Так что же такое ТСЖ? Это юридическое лицо со статусом некоммерческой организации, созданное для управления всем, что находится и за порогами квартир: подъездами, лифтами, техническими этажами, инженерными коммуникациями, придомовой территорией. Чтобы все это содержалось в порядке, каждый пайщик товарищества ежемесячно вносит деньги на содержание общего имущества. Они расходуются на техническое обслуживание и санитарное содержание домовладений (работа электриков, сантехников, дворников, уборщиц, лифтеров, приобретение необходимых материалов), на коммунальные услуги (вода, свет, вывоз твердых бытовых отходов) и на деятельность управленческого аппарата.
Главное отличие от домов, которые находятся на обслуживании ДЕЗов – в прозрачности и реальной бухгалтерии. Сколько в действительности требуется на техническое содержание, столько с жильца и спросят – ни больше, ни меньше. За это он получает качественные и в полном объеме услуги. Двор всегда чист и убран, подъезд и лестничные клетки в порядке, в холлах горят лампочки, трубы не текут и т.д.
Для владельцев не единственного жилья тариф на тепло составляет 5 руб.40 коп., для всех остальных – 2,8 руб. В итоге владелец, не имеющий никаких льгот, за проживание в «Митинском оазисе» платит 14 руб. в расчете на 1 кв. м квартиры, с доплатами из бюджета примерно 10 руб.
Вообще же жильцы ТСЖ, в отличие от жителей муниципальных домов, имеют возможность, точнее, право, решением общего собрания сформировать резервный фонд и использовать его на коммунальные нужды, в том числе и на проведение капремонта.
Сегодня «Митинский оазис» – в оптимальном состоянии. К началу 2002 года избран состав председателей всех 13 ТСЖ, входящих в ассоциацию, и таким образом управление собственностью полностью передано в руки жильцов. Во-вторых, важное преимущество – создан единый аппарат управления, что заметно экономит расходы. В-третьих, летом прошлого года ассоциация отказалась от услуг сторонних организаций, которые занимались техническим обслуживанием, и сформировала свой штат электриков, сантехников и т. д.
Конечно, есть и проблемы. В первую очередь, бюджет товарищества ограничен, так как в основном состоит из платежей жильцов. Изначально «Митинский оазис» не имел нежилых помещений, а потому дополнительных источников дохода получить неоткуда. Другой тревожный для ассоциации момент – неопределенные земельные отношения. По закону товариществу принадлежит земельный участок, на котором расположен дом, и так называемая придомовая территория. Сложность ситуации состоит в том, что внутри ТСЖ находятся большие «белые пятна» городской территории. Таковой, к примеру, является детская площадка. На ней стоят качели, песочницы, игровые сооружения, приобретенные на деньги товарищества. Содержание и уборка также производятся из средств ТСЖ, но фактически этот участок чужой.
И еще одна проблема беспокоит руководство «Митинского оазиса». Как ни удивительно, капитальный ремонт. Хотя микрорайон построен недавно, Константин Цыганов смотрит в будущее и считает, что расходы на капремонт окажутся не по карману и такой крупной ассоциации, как «Митинский оазис».
А что же делать тем товариществам, для кого проблема капремонта давно превратилась в головную, а зачастую и ноющую зубную боль?