Поможем всем обществом
Мэр столицы ответил на вопрос, который уже несколько месяцев витал в воздухе. Юрий Лужков пообещал, что город возьмет на себя достройку жилья и предоставит квартиры москвичам, которые их оплатили. Имеются в виду случаи, когда фирмы объявили о строительстве, собрали с граждан деньги, а затем по разным причинам «кинули» своих клиентов.Решение мэра можно понять хотя бы потому, что инвестиционный контракт, дающий право строить жилье, а значит, и собирать с людей деньги, подписывается правительством Москвы. Тем не менее, решение далеко не однозначное и, судя по всему, принималось оно нелегко. Проблема накалялась уже более года. С начала лета не проходило недели, чтобы общественное внимание так или иначе не было бы привлечено к махинациям с жильем. И только на рубеже осени правительство прореагировало: в прокуратуру и милицию ушло письмо с просьбой разобраться и наказать виновных.
Обращение к правоохранительным органам вполне можно было бы расценить как намек на отказ от материальной (финансовой) поддержки обманутых. В откровенной беседе в аппарате правительства всего за неделю до заявления мэра прозвучало, что покупка жилья на этапе строительства – это по определению рисковое предприятие. Относительно низкая цена квадратного метра есть компенсация за риск. Люди сами должны смотреть, кому они несут деньги, и нянчиться с ними никто не обязан. А принятое в аналогичной ситуации несколько лет назад решение о помощи пострадавшим от «Юнисстроя» было названо чуть ли не опрометчивым.
В основе столь резких суждений стоит вопрос, за чей счет быть добрым? Мэр постарался сгладить ответ на него и объяснил, что дополнительные затраты на завершение строительства будут компенсированы за счет «коммерческой составляющей от реализации квартир, которые не успели продать». Однако не все так просто. Действительно, труд строителей составляет лишь треть в цене квадратного метра. Остальное – доли инвестора и города, которых вполне может хватить для завершения работы. Есть даже кому это поручить – департаменту, который создан специально для строительства и продажи коммерческого жилья и пополнения таким образом казны. Но даже в лучшем случае результатом будет упущенная для бюджета выгода. Следовательно, не построят квартиру для кого-то из очередников, не соорудят подземного перехода, которые можно было бы сделать на вырученные деньги. Или сделают, но тогда придется повысить доходную часть бюджета за счет налогов, арендной платы или как-то по-иному. То есть в любом случае затраты тонким слоем раскладываются на все население города.
Мнение о неоднозначности решения разделяет вице-президент РГР, председатель правления корпорации «Бест-недвижимость» Григорий Полторак: «Ведь это помощь данным конкретным дольщикам. А другим?.. Если это лишь случай, то это понятное и правильное решение. А как система – неправильное. Если система – надо предотвращать такие случаи. Понятно, что сами люди виноваты только отчасти. А в чем-то виноват и город, его контролирующие органы. Но если помощь превращается в систему, то этим могут воспользоваться нечестные люди».
Более оптимистичен заместитель руководителя Росстроя Юрий Тыртышов: «Если Юрий Лужков принял такое решение, я думаю, что это хорошо. Но главное, чтобы подобное не повторялось впредь. На это направлен закон о долевом строительстве. Он практически исключает недобросовестных участников рынка». Впрочем, мэр не разделяет этого оптимизма: «Наши законы, которые в громадном изобилии были приняты в последнее время, оставляют для нечестных дельцов не лазейки, а широкие ворота, чтобы обкрадывать тех, кто хочет построить себе квартиру».
Остается, как встарь, помогать «погорельцам» всем миром.
Лучше не доводить
Итак, наш обозреватель высказался. Вопрос к почтеннейшей публике: как вы считаете, должны ли власти помогать утопающим, или это дело их рук?
Лиза, гость нашего сайта:
– Обязательно, именно власти и должны. Это же под их чутким руководством произошли все эти трагедии с народом. Мне лично вообще не понятно, как такое может происходить?! Видимо, до поры до времени, по каким-то загадочным для нас причинам им это было выгодно. А теперь народ взбунтовался…
Лейла, гость нашего сайта:
– Думаю, что на этом этапе – пока еще наше законодательство не стало более совершенным, и по сути, фирмам позволено заниматься этой деятельностью, – должны. Более того, считаю, надо, чтобы регистрирующие, лицензирующие органы несли материальную ответственность. Зарегистрировали фирму-мошенницу, разрешили ей работать, а она обманула людей, – отвечайте.
Александр Веретенников, художник:
– Люди сами должны думать, куда им нести деньги. Как посмотришь на эти репортажи – с детьми на руках, жить негде, иные ютятся в каких-то гаражах. Нельзя так рисковать. Насчет того, должна ли власть обманутым людям квартиры дать, – не знаю, наверное, должна. Но прежде всего, она не должна допускать этого. И ведь мы не маленькие, понимаем, что строители и городские администрации – лучшие друзья.
Анна Макарова, менеджер:
– Считаю, что не должны. Тем, кто в состоянии достроить дома, надо дать эту возможность. Явных мошенников – под суд. Правда, люди в этом случае деньги не смогут получить. Но ведь прошли и «МММ», и «Властилину», а все туда же – где рай за гроши обещают.