Ирина Бальзамова: «Наши cтарики живут долго»
Наша газета уже информировала читателей о деятельности коллектива ГУП правительства Москвы «Московская социальная гарантия». Сегодня о том, как идет работа над одной из важнейших программ «Моссоцгарантии» – «Договоре пожизненного содержания с иждивением», – подробно рассказывает директор ГУП, кандидат экономических наук Ирина Бальзамова.Вспомним 1994 год: обесцененные сбережения, нищенская пенсия у стариков, с другой стороны – активный процесс приватизации жилья. Нищие, сбитые с толку пожилые люди вдруг оказались собственниками недвижимости. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться нечистые на руку люди: появились «риэлторы», «нотариальные конторы», которым дали право заключать сделки с недвижимостью. Чем все это сопровождалось – знаем из сводок криминальных новостей.
По инициативе мэра Юрия Лужкова правительство Москвы нашло возможность не только оказать дополнительную материальную помощь пожилым людям, но и защитить их имущественные права, в частности, право на жилье. Именно тогда, в 1994 году и была создана служба при Комитете социальной защиты города Москвы «Московская социальная гарантия». Через год нас преобразовали в ГУП правительства Москвы «Московская социальная гарантия».
Теперь о сути договора пожизненного содержания с иждивением: с момента его заключения пожилой человек находится на полном социальном обеспечении «Моссоцгарантии» – получает денежную компенсацию. Сегодня она колеблется в пределах от 650 рублей за комнату и до 1500 рублей за трехкомнатную квартиру. После его смерти квартира переходит в собственность города.
– Речь об одиноких людях?
– Формально – о тех, у кого нет наследников. Но мы, в отличие от коммерческой структуры, все-таки заключаем договоры и тогда, когда родственники есть, при этом последние пишут нотариально заверенный отказ, что не будут претендовать на наследство.
– Но это риск…
– Да, бывают и исковые заявления о расторжении договоров в судебном порядке, и это тема отдельного разговора. Но, с другой стороны, мы не можем оттолкнуть пожилого человека, если он обратился к нам. Кроме того, мы заключаем договоры с родственными парами: два брата, две сестры, муж и жена. И, кстати, заключаем договор по старшему члену семьи, потому что компенсационные выплаты зависят от трех критериев: возраста, группы инвалидности и квартиры.
В каждом административном округе для удобства клиентов созданы территориальные отделы, где в зависимости от количества клиентов (скажем, в Зеленограде их 50, в Восточном округе 500) трудятся от 3 до 10 человек. В любом отделе можно узнать, сколько раз обращался к нам сам клиент, сколько наших звонков было, сколько раз выезжали к нему и т. д.
Начиная с 1995 года и по сегодняшний день, мы заключили более 2800 договоров пожизненного содержания с иждивением. Должна отметить, что ежегодно мы повышаем выплаты денежных компенсаций на 20%. Кроме того, от 150 до 250 рублей доплачиваем каждому нашему клиенту за коммунальные услуги. С 2001 года распоряжением мэра города– по нашей инициативе – меняем клиентам старую технику: телевизоры, холодильники, стиральные машины; покупаем дорогостоящие лекарства, средства гигиены, оплачиваем патронажные услуги; делаем косметический ремонт жилья, меняем устаревшую сантехнику, при этом не берем с них ни копейки. Таким образом за это время мы оказали дополнительную социальную помощь 1,5 тысячи человек почти на 5 млн. рублей. Заключили договор с больницей № 60 и по мере необходимости направляем туда наших клиентов.И, наконец, ритуальные услуги – тоже наша забота. Заметьте, клиенты «Моссоцгарантии» принадлежат к разным конфессиям, значит, нужны разные ритуалы. Дважды в год приводим могилы в порядок как родственники.
– Но, Ирина Юрьевна, известно, какие сложности возникают при работе с пожилыми людьми…
– Опираясь на свой личный опыт, скажу так: наши клиенты делятся на три категории. Первая – «потребители»; с ними очень тяжело, они привыкли, что им все должны. Если, например, мы можем потратить 10 тыс. рублей на одного человека, то «потребители», шантажируя нас мэрией, Комитетом соцзащиты, другими организациями, начинают требовать немыслимое количество услуг. Таких у нас человек 20. Но мы вынуждены с этим фактом считаться.
Другая категория – люди, которые всегда недовольны. Они постоянно брюзжат: мало платят; обманывают; забрали квартиру, которая стоит «бешеных» денег. Прибегаю к психологическому приему – говорю: «Расторгайте договор, продавайте квартиру. У нас вы лишены только двух прав: отчуждать жилую площадь и прописывать кого-либо». Действует.
Третья категория – благодарные. Их большинство. Мы их очень любим, с удовольствием поздравляем со всеми праздниками. И они приходят в отделы, звонят. А если читают что-то негативное о нас в прессе, то первыми выступают в защиту.
В связи с этим надо сказать, что нас много проверяли, но нарушений не нашли. Во-первых, наша бухгалтерия абсолютно прозрачна – каждая копейка, как в Госплане, на счету. Во-вторых, все наши действия документально зафиксированы. Все планируется и все отслеживается.
– Ирина Юрьевна, с 1996 года ваше предприятие заселяет и обслуживает так называемые жилые социальные дома. Что это за вид деятельности?
– Комитет соцзащиты передал нам на заселение и обслуживание три жилых социальных дома, они находятся в Митине. Там проживает 350 человек. Суть такова: люди передают в собственность города свое жилье, а получают социальное по договорам найма. Переезжают в современные однокомнатные или двухкомнатные квартиры.
– Что они выигрывают?
– Они живут в своих квартирах, со своей мебелью, со своими кошками и собаками. Это абсолютно свободные люди, но на полном социальном обеспечении: они получают пенсию и компенсацию, но не платят за квартиру. Проживая там, они попадают под полный патронаж и контроль «Моссоцгарантии»: охрана, круглосуточное медобслуживание, тренажерный зал, парикмахерская, социальные магазины, где 20-процентная скидка. У нас есть два отдела: медико-социального обслуживания клиентов на дому и реабилитационный, который занимается покупкой лекарств, патронажем. В жилых социальных домах тоже есть медицинский отдел. Кроме того, мы привлекаем к работе врачей из поликлиники в Митине.
– Демографические исследования ведете?
– Ведем. Учитываем возрастные колебания. Проводим мониторинг здоровья. Средний возраст наших клиентов – около 78 лет. Заключаем договоры с пожилыми людьми, начиная с 65 лет, без группы инвалидности.
– Вопрос не случаен: 8 лет для такого дела – только начало. Должен наступить момент, если так можно выразиться, «рентабельности» организации, когда вы не будете зависеть от бюджета города.
– Вначале мы были на дотации, но в учредительных документах обозначили постепенный переход на самофинансирование и самоокупаемость. И сегодня практически не зависим от городского бюджета – все наши программы выполняем за счет средств от реализации жилья.
– А какова разница между «Моссоцгарантией» и аналогичной коммерческой структурой?
– Во-первых, цель. У «Моссоцгарантии» это – оказание дополнительной социальной помощи одиноким престарелым пенсионерам и инвалидам. Любая же коммерческая структура стремится к получению прибыли. Отсюда следствия: коммерческой структуре важно, какая квартира, где она расположена; квартиры с окраин не берут – только в центре, преимущественно в престижных районах. Нам же безразлична ликвидность квартиры, нам важен человек, который нуждается в помощи. Иначе он попадет в беду. Второе – отчетность: коммерческая структура отчитывается только перед налоговой инспекцией. Мы же отчитываемся перед Комитетом социальной защиты, перед правительством Москвы. Наконец, важно и то, что «Моссоцгарантия» в отличие от коммерческой структуры лишена риска банкротства.
И еще я бы хотела отметить одну особенность: «Моссоцгарантия» заключает договоры со своими клиентами напрямую, т.е. это договор клиента с юридическим лицом, в данном случае с правительством Москвы. Коммерческая же структура заключает договор, как правило, через физическое лицо. Видели объявления: продается квартира за 9–12 тысяч? Знайте, эта квартира продается с живой бабушкой! Бабушка никаких прав на жилье не имеет. Новый хозяин квартиры теперь должен содержать эту бабушку. Сколько лет? Непредсказуемо. Кстати, наши исследования показывают, что после заключения договора с нами старики успокаиваются и живут долго.
– С каким количеством опекаемых людей можете сегодня работать?
– По нашим расчетам, можем заключить около 6–7 тысяч договоров.
– Что скажете о потенциальных клиентах?
– Трудный вопрос. После выхода нового закона о наследовании у нас возникли судебные тяжбы: приезжают родственники, живущие за границей, и начинают требовать, шантажировать. Мы судимся. Недавний случай – блестящая иллюстрация к тому, что такое шантаж. Является дама, вынимает удостоверение мужа, журналиста одной уважаемой газеты, и удостоверение помощника Г. Зюганова. И говорит: дескать, муж сидит и пишет о вас статью, и чтобы не оглашать ваши «делишки», отдайте нам квартиру тетки моего мужа. А у меня учет каждого нашего действия поставлен жестко. Вызываю сотрудников, и они мне предоставляют полное досье этой бабушки: какая помощь оказана, сколько выездов, сколько лекарств и т.д. Бабушка заключила с нами договор в 1996 году, будучи совершенно больной. И о даме кое-что узнали: ее дочь вышла замуж и нужно жилье, а от бабушки осталась двухкомнатная квартира. Я говорю: претензии к «Моссоцгарантии» изложите на бумаге и подавайте на нас иск в суд.
– И несколько слов о персонале.
– Работают у нас около 300 человек. Люди, в основном, высокообразованные: «Бауманка», МИИТ, МИСИ, МГУ, МГСУ, Институты электронного машиностроения, связи, консерватория, наконец. Появились и врачи. 80% персонала получили вторую профессию социального работника, причем, как правило, с отличием. Все заместители – кандидаты наук или учатся в аспирантуре. По возрасту – 45–50 лет, но есть и молодежь – девочки отзывчивые, безгранично добрые и работящие. А если бы вы видели, какие красавицы работают в «Моссоцгарантии»…
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Ирина Юрьевна Бальзамова родилась в Москве. Окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и аспирантуру в МИСИ при кафедре «Экономика и организация строительства»; работала в Центральном научно-исследовательском институте транспортного строительства старшим научным сотрудником; заведующей сектором «Цены и экономические нормативы». В 1994 году пришла в «Моссоцгаранитию» на должность заместителя директора. 1 июня 1999 года возглавила организацию.