Две правды
Опять наш ворчун домовичок критикует «верха». А не боишься, дедушка, разгневать, спрашиваем. Нет, говорит, на то они и верха, чтобы их критиковать. – Вот, в песне поется: «Мне сверху видно все, ты так и знай». Может, с самолета и видно, если под рукой подходящие оптические приборы, а вот с высоких кресел – хоть в очках, хоть с подзорной трубой – вряд ли разглядишь действительность в подробностях.
О чем это я? Вы, наверное, знаете, что средняя цена квадратного метра в Москве около 2 000 долларов (то есть, около 57 тысяч рублей). Однако каждый квартал нам «сверху» спускают свои расценки на наши метры. Вот, например, последнее поступление на IV квартал – 17 500 рублей.
Разница более чем в три раза. Для чего нужны такие расценки? Не для покупок, конечно. Для того, чтобы насчитывать гражданам субсидии из федерального бюджета. Тем гражданам, которым они полагаются по законам. Ну, и что на такую субсидию в Москве прикупишь? Пол-комнаты? Коридор? Сколько своих денег докладывать – это проблема гражданина.
Мне, конечно, ответят – это стоимость расчетная, она отличается от рыночной, и вообще, – чего это все в Москву поедут, она не резиновая. Согласен. Не резиновая. Но зачем тогда называть «средней рыночной стоимостью» то, что этим ну никак не является, – убей не пойму. И граждане в смятение могут прийти – ведь далеко не все, что называется, «секут».
Я ж не говорю, что надо денег добавлять, хотя, наверное, и надо, – никогда они не лишние. Назвать надо по-честному. Как-нибудь «расчетный коэффициент для определения размера безвозмездной субсидии».
Или возьмем другой расхожий термин – МРОТ. 800 рублей. Может быть такая зарплата? А это и не зарплата, скажете вы мне. Потому что с помощью этого МРОТа просто-напросто считают всякие пособия, выплаты, штрафы.
Хорошо, зачем тогда встречать повышение МРОТа радостными возгласами и периодически говорить о том, что надо приблизить его к прожиточному минимуму? Это же просто бухгалтерский коэффициент! Ну и назовите его так!
Лукавенькие у нас формулировки! Видно, красиво в отчетах всяких звучат, поэтому их не меняют. Все сверху гладенько, а копнешь поглубже… Конечно, тебе тут же объяснят, почему так, а не эдак. Да только все равно – звучит неубедительно. И получаются две правды: одна для бухгалтерии, другая – для жизни.