Опять поправки. И их будет много
Летом этого года был принят в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации», представленный председателем комитета по законодательству Госдумы РФ Павлом Крашенинниковым и группой депутатов от «Единой России». Сейчас идет подготовка ко второму чтению законопроекта. Мы попросили депутата Госдумы Галину Хованскую прокомментировать проект закона.Проблемы «старых» очередников
В Жилищном кодексе, законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» есть нормы, которые необходимо срочно менять. Один из важнейших вопросов о праве «старых» очередников на первоочередное и внеочередное получение жилья. Эта поправка в закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» идет в одном ключе с поправкой в моем законопроекте. Она определяет права бывших очередников, имевших ранее первоочередное и внеочередное право на получение жилья. Сейчас норма записана так (статья 6, часть 2): «Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма». Получается, что им совсем не гарантируется получение жилья ни вне очереди, ни в первую очередь. По этой норме люди должны стать в общую очередь. А это нарушение 55 статьи Конституции о том, что в РФ не могут приниматься законы, отменяющие или умаляющие права граждан.
В проекте закона первое предложение, которое мы процитировали, дополняется словами «в том числе право получения жилых помещений в первоочередном и внеочередном порядке». Формулировка расплывчатая, но, конечно, она лучше, чем та, которая сейчас записана в законе.
Общежития присваивать нельзя
Ко второму чтению законопроекта, подготовленного «единороссами», я внесла поправку, которая имеет отношение к иным законодательным актам, как было заявлено в названии проекта. В Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» есть статья 30 (часть 2), которая обязывает передавать муниципалитетам объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе и жилищный фонд, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия. То есть такие объекты не могут быть приватизированы при акционировании бывших государственных и муниципальных предприятий, а должны быть переданы в муниципальную собственность. В Москве они передаются городским органам власти. (Субъекты Федерации – города Москва и Санкт-Петербург – сами решают, какие функции передавать муниципалитету).
Но в статье 30 не указан срок, в течение которого необходимо завершить процедуру передачи. И несмотря на то, что закон уже действует несколько лет, с 21 декабря 2001 года и, казалось бы, за это время можно было все объекты передать, процесс еще не завершен.
В статье 7 закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» говорится, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям и использовались как общежития, а затем переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Отсутствие законодательно установленного срока приводит к затягиванию процесса передачи жилищного фонда в муниципальную собственность. Коммерческой организации выгодно сдавать жилые помещения. Властям не выгодно принимать неотремонтированные дома и оформлять их в собственность города. И как следствие – люди не могут заключить договор социального найма, а значит, и приватизировать помещения. Хуже того, есть много примеров, когда, нарушая эту норму, включали общежития в число приватизированных объектов. Только благодаря активности людей и нашему вмешательству удавалось привлечь внимание федеральных органов, которые отвечают за управление имуществом. В судебном порядке этот фонд возвращали муниципальным властям.
Таким образом, в общежитиях, которые до сих пор не передали властям, грубо нарушены права граждан на приватизацию.
Зачем ограничивать приватизацию?
Считаю, что нужно вообще отменить норму о том, что те, кто получил жилые помещения после вступления в действие ЖК, то есть после 1 марта 2005 года, не имеют права на приватизацию. Их незаконно лишают этого права. Это ограничение может быть только для новых очередников на социальное жилье, которое сейчас должны получать малоимущие. Логично не грузить их бременем собственности на квартиру.
Пока срок передачи жилых помещений в муниципальную собственность в моей поправке – 1 января 2007 года. Срок передачи можно и увеличить. Необходимо при этом убрать дату 1 января 2007 года как ограничение общей приватизации.
Такие непродуманные нормы практически провоцируют семейные конфликты. Много поступает звонков, приходит писем о том, что в семьях родственники не могут договориться, надо ли приватизировать квартиру. Как правило, старшее поколение хочет остаться социальным нанимателем, а молодые – стать собственниками.
Для чего нужен некоммерческий фонд
Надеяться на то, что, ограничив приватизацию, государство получит большой социальный фонд, не приходится. Здесь бы очень помог жилищный фонд некоммерческого использования, о котором говорится в моем основном проекте поправок к ЖК.
Что такое жилищный фонд некоммерческого использования? В Конституции РФ (статья 40, часть 3) записано, что малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. То есть жилье предоставляется бесплатно не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам. Вот для этой категории граждан, которые не относятся к категории малоимущих, но государство о них заботится (например, государственным служащим), как раз надо предоставлять квартиры в жилищном фонде некоммерческого использования в городе Москве.
В ЖК этот фонд назвали фондом индивидуального использования. Написали, что это касается только частных собственников и их родственников. Многие специалисты, и я в том числе, с этим не согласны. Не индивидуальный фонд, а некоммерческий. Как говорится в Гражданском кодексе, все формы собственности равны. Поэтому совершенно непонятно, почему надо лишать государство фонда некоммерческого использования, который ему нужен.
У Москвы может быть городской фонд некоммерческого и коммерческого использования. Некоммерческий жилищный фонд используется, когда город сдает жилое помещение в наем, но не собирается извлекать прибыль. В коммерческом – предусмотрены сдача помещений в наем и извлечение прибыли. Например, город сдает квартиры дипломатам, работникам международных организаций, то есть вполне обеспеченным людям, и получает от этого прибыль. Или продает квартиры с рассрочкой платежа. Пока семья полностью не расплатилась за квартиру, можно с ней заключить договор коммерческого найма. Это городской жилищный фонд коммерческого использования. Напрашивается такая структура городского жилищного фонда: социальный, некоммерческий, коммерческий и специализированный фонд. У города должны быть все эти варианты.
Окончание в следующем номере