Алармизм но пасаран!
Несколько раз в течение своего выступления на одном из недавних заседаний правительства Москвы министр природопользования Леонид Бочин употреблял выражение «алармизм» и каждый раз выражал к нему крайне отрицательное отношение.
«Мы против алармизма!» Присутствующие послушно кивали головами, и, как видно, вполне разделяли негодование министра: «В Москве – алармисты? Возмутительно!»
Без паники, господа!
Что такое алармизм? Не знаю. Когда-то слышал, но что значит – убей, не помню.* Хотя по контексту выступления министра, и то к самому его концу, уже понимал, о чем речь. Придя домой, все же заглянул в словарь – не ошибся! «Философское понятие, означающее ощущение страха или боязни чего-либо в настоящем или будущем». Умные все-таки у нас чиновники. Они-то сразу поняли, о чем речь, и проявили редкую солидарность и с экологами, и между собой. Правильно: нам не нужны паникеры. Без этого хватает проблем.
Итак, речь об экологии Москвы. В самом деле – пишут много негативного, пугающего, а на самом деле все не так уж плохо. Помните снимок доперестроечных времен? Полицейский в… противогазе! Без него, стоя на улице, он бы не смог регулировать движение машин. Это, конечно, «их нравы», их экология. Москве до таких ужастиков далеко. Сейчас наш город по экологии на уровне самых продвинутых европейских столиц.
Беда города – скрытые свалки. Почва хитра: до поры до времени впитывает в себя химические добавки, но настает время, и начинает их из себя исторгать. Воздух пропитывается тяжелыми и токсичными элементами. Давнишнее пренебрежение к экологии мстит за себя.
Но сейчас все же пытаются отвести эту угрозу от людей. У многих на памяти братеевская эпопея. Когда там начали возводить новый район, то обнаружили, что почва «фонит»: сюда свозили радиоактивные отходы – нет, не из атомных реакторов, а всего лишь из поликлиник, лабораторий, исследовательских центров. Сняли почву на несколько метров вглубь, и только когда район стал безопасным, его принялись отстраивать.
Экологи меняют этажность домов, расширяют новые улицы, что также приводит к оздоровлению городской среды. И схемы уплотнения микрорайонов – как бы самому уплотнению мы ни противились, – сначала проходят экспертизу экологических служб. Задача: в местах сгущенной застройки воздух оставить таким же чистым. Случается, правда, что за таким заключением идут после того, как стройка завершена…
Они, природоохранители, определяют и транспортные потоки в Москве. И ограничивают въезд на те или иные территории города.
Совсем недавнее событие – отключение света в южной части города. Именно там находится нефтеперерабатывающий завод. Остановились, понятно, и очистные сооружения. Ядовитое облако погнало на дома. Начеку были экологи. Не думайте, что только к праздникам разгоняют над столицей облака, – делают это и в других экстренных случаях. Именно тогда он и наступил. Благодаря усилиям наших экологических служб ядовитые вещества не попали на жилые дома, их направили в сторону от столицы, туда, где они оказались безвредны для людей.
Конечно, не все зависит от города. Возьмем проблему шума. Да, существуют специальные щиты на магистралях, бесплатные (для граждан) стеклопакеты, зеленые буферные зоны… Но шум самолета пробивает и эту защиту. Особенно много жалоб было в Зеленограде. И все же составили соглашение между экологическими и авиационными службами. Благодаря изменению расписаний полетов уровень шума в городе-спутнике столицы в последнее время снизился в 10 раз.
Единая система
Понятно, что не сами экологи принимают те или иные решения. На основании своих наблюдений они делают прогнозы, выдают рекомендации проектировщикам, Центру организации дорожного движения, МЧС, Санэпиднадзору. В Москве круглосуточно ведется тщательное и очень строгое наблюдение за состоянием окружающей среды. В городе расположено 39 постов наблюдения за атмосферой – 39 электронных коробок, под завязку набитых электроникой, вполне на уровне европейских мегаполисов. Но это только незначительная часть экологической «наружки». Отслеживается и уровень чистоты (или загрязнения) почвы, поверхностных и подземных вод. Не доверяя электронике, еще и отбирают пробы, везут в лабораторию.
И вот теперь все эти и другие посты проверяющих почву и воду объединяются в единую систему. Создается как бы тотальный контроль за состоянием окружающей среды, который сделает информацию более достоверной и полной. Постановление об этом как раз и было недавно принято московским правительством.
В эту систему войдут и внутрипроизводственные газоанализаторы. Очень важно! Сброс вредных веществ заводами часто происходит в ночное время – крадучись, когда нет свидетелей. Понятно, что электроника на внешних постах зафиксирует нарушение. Но какое именно предприятие загрязнило атмосферу, она не всегда распознает. А проникнуть на производство, особенно ночью, практически невозможно. Теперь будет решена и эта проблема: никому безнаказанно не позволят наносить вред здоровью горожан.
Народ хочет знать
Экология – важнейшая составляющая нашего качества жизни. Она, по заключению специалистов, может отнять или добавить треть жизни. Расклад такой. На первом месте генетика – то есть многое зависит от того, наградили ли тебя крепким здоровьем папа и мама, на втором месте медицинская помощь, а вот на третье как раз и выходит окружающая среда.
Среди названных получателей экологической информации вместе с солидными организациями названо и население. Существует федеральный закон «Об окружающей среде», и в его 6-й статье за гражданами закреплено право получать информацию о состоянии окружающей среды. Но владеем ли мы ею? Информацию от людей часто скрывают. Или преуменьшают ее значение. Не так ли было с «фенольными» домами, грехом строителей 60–70-х годов прошлого века, которые закладывали в бетонные плиты в качестве утеплителя вату, пропитанную фенолом? Со временем бетон трескался, химическое вещество просачивалось наружу, а в местных поликлиниках регистрировалось все больше больных. Ведь люди дышали, по существу, карболкой… Лишь некоторое время назад было принято решение о сносе этих домов и предоставлении жильцам здоровых жилищ.
Как оградить себя от неблагоприятного воздействия техногенного мира, если живешь не в стабильно благополучном районе (в столице есть и такие), а в зоне риска? Можно обойти какие-то опасные промышленные объекты стороной, не выпускать детей на улицу, если над микрорайоном навис тревожный смог, просто закрыть окна на время, пока атмосфера не самоочистится. А если не удастся оградить себя от вредного воздействия, то можно минимизировать свое пребывание в неблагоприятной среде. И, наконец, не покупать жилье в неблагополучном районе. Хоть оно там и дешевле. Выбирать не деньги, а здоровье.
Департамент природопользования заключил соглашение с префектурами и управами города, чтобы экологические сведения доводить до населения. Но на практике соглашение не выполняется. Исключение – Кунцево, Хорошевский район, Печатники. Здесь создана программа экологического ликбеза населения. На стендах во дворах, в своих почтовых ящиках люди всегда находят важные для них новости. О том, в каком состоянии окружающая среда, что делается для ее оптимизации. Но в Москве более ста районов…
Сон разума, как известно, рождает чудовищ. Не отсюда ли те самые «алармистские» настроения, которые так волнуют министра? Ведь мы сами и виноваты в них. Может, создание единой системы экологического мониторинга сдвинет и эту проблему с мертвой точки? Естественным было бы появление городских табло, расположенных в разных частях города, где высвечивались бы все необходимые экологические данные. В доступной и понятной людям форме. Как сейчас о температуре и влажности.
* alarm (англ.), alarme (фр.) alarma (исп., порт.) – тревога.