Может, попробуем?
Домовичок устал ворчать и попросил у публики антракт. А чтобы публика не скучала, пригласил в свое «ворчальное» кресло журналиста Яну Маевскую.С обретением независимости прибалтийские республики стали активно обмениваться опытом с Северной Европой. Приехали шведские, датские и финские специалисты, рассказали, что у них и как у них.
И вот – хорошо помню – мне четырнадцать лет, Эстония уже год как свободна, и идем мы с мамой платить за телефон. А там – батюшки святы! – новая электронная система. У входа стоит аппарат с несколькими надписями и кнопками – кому платить, кому заключать новый договор, кому еще что. Нажимаешь на нужную кнопочку, получаешь бумажку с номерком. Окромя цифры там еще проставлено «предположительное время ожидания». Номера загораются на табло над каждым окошком, смена номера сопровождается звуковым сигналом. Есть общее табло, где горят два «текущих» номера, причем, с указателем, к какому окошку подходить.
Получили мы номер, определили, что перед нами – семьдесят человек, что на каждого уходит как минимум минута… и пошли в фирменный шоколадный магазин «Калев» выпить чаю с щербетом и конфетами.
Вскоре эта система появилась во всех присутственных местах Таллинна. В период выдачи всем негражданам видов на жительство надо было приезжать в Департамент гражданства и миграции в пять – шесть утра, получить номерки на всю семью. А затем можно было спокойно спать – отдыхать часов до двух – трех дня.
Впрочем, любую хорошую систему можно испоганить. Ну, например, в тот же Департамент гражданства и миграции приходят люди – неграждане, русские. Получают номерки, начинающиеся на двойку. И – сидят, ждут. Ждут полчаса, час, полтора часа. Работают восемнадцать окон, активно проходит очередь на семерку и на пятерку – это граждане. Неграждане ждут. Чиновники прекрасно знают, что в зале уже больше двадцати ожидающих, компьютер отслеживает заказы номерков.
Но и тут есть рычаги управления произволом. Звонок в центральный офис, обвинение в дискриминации, плюс появление двух журналистов – и засуетились чиновники, и пошла таять на глазах очередь граждан России, живущих в Эстонии.
Все равно это намного удобнее, чем занимать очередь, выспрашивать, кто последний, предупреждать «я отойду, вы скажите, что я за вами».
Москва намного богаче и больше Таллинна. Но электронную систему приема граждан я видела только в одном месте – в офисе НТВ. Где она, честно признаться, совсем не нужна.