19:36:31
23 ноября 2024 г.

Михаил Жигалов: «В домик на тверской-ямской попал с помощью… Кашпировского»

В гостях у звездыНа тихой станции Правда, что по Ярославской железной дороге, находится дача заслуженного артиста России Михаила Жигалова, которого зрители разных поколений помнят по блистательным работам в театре «Современник» и в кино. Когда-то на месте этих дач был карьер. Потом в заброшенный карьер стали свозить мусор — образовалась большая свалка. Будущие дачники пообещали свалку разобрать, место окультурить и построить симпатичные домики. Рядом находится река, от которой поселок отделяет полоса зеленого леса…На диван перед телевизором желающих много
– Здесь бывает так тихо, – рассказывает М. Жигалов, водя меня по окрестностям, – что можно полдня бродить и ни одного человека не встретить. Когда мы с супругой купили землю и решили, что будем тут строить дом, то обратились к нашему другу-архитектору. В оригинальный проект по моей просьбе были внесены изменения – появились кухня, два туалета на разных этажах, дополнительные спальни.
Принцип дома таков: вход прямо из сада на кухню, и далее по спирали начинают разворачиваться помещения – гостиная с камином и эркером, деревянная лестница с балясинами, ведущая на второй этаж. Маленькая гостиная второго этажа, где стоит диван и телевизор, далее комнаты для гостей, детская, наша спальня. На втором этаже есть красивый балкон, расположенный на крыше эркера, выходящий на лес.
Под балконом – цветы и вьющиеся растения, высаженные сестрой Михаила, и небольшой бассейн с маленькой лесенкой, сделанный хозяином, выложенный голубой плиткой. В бассейн поступает ледяная вода из скважины. М. Жигалов вот уже более десятка лет живет по системе Порфирия Иванова. Ходит по подстриженной зеленой травке дачи и окружающим лесам босиком, а в новогоднюю ночь вся семья – он, жена и дочь – опрокидывают на себя по ведру холодной воды. Зато много лет не знают, что такое лекарства, и чувствуют себя превосходно. Дом охраняет здоровый черный ротвейлер – дружелюбный с гостями и непримиримый к врагам.
В убранстве дома поражают большое количество милых безделушек, создающих уют: фигурка Бабы-Яги, на помеле которой сидит петух, колокольчики, свечи, всевозможные статуэтки, на столе – наполовину собранный из пазлов красивый старинный город.
– Больше всего мне у вас нравится то, что весь дом внутри обшит деревом, что создает удивительное ощущение теплоты…
– Очень люблю этот дом. Много езжу, часто бываю в Европе и Америке. Нагрузки большие. А этот тихий дом – место, где действительно отдыхаю. Строили мы его постепенно, лет шесть. Из самых дешевых материалов. Вначале положили фундамент, потом поняли, что нужно сделать подвал – такое пространство пропадает! Появились стены, крыша. В ходе строительства было много ошибок сделано. Но постепенно все приобрело законченный вид.
– Ваше любимое место в доме?
– Спальня. Люблю и перед телевизором на диванчике посидеть. Но на это место всегда столько желающих! Отсюда вид в окно замечательный. Тут и мама покойная любила посидеть, и сестра, и дочка. Кроме того, Игорь (тот самый друг-архитектор – Ред.) придумал разнообразить коробочное пространства дома «изломами» на потолке.
– На ступенях лестницы – большие шары из различных минералов на подставках. Рядом с камином – каменные вазы. Вы увлекаетесь коллекционированием минералов?
– У меня есть друзья, семья ювелиров европейского уровня. Они сами с Урала. Знают там места. Сами шурфы долбили, привозили образцы в Москву и тут раздаривали всем.
– А разнообразные изразцы на камине откуда?
– Это хобби. Только это не изразцы, а плитка, привезенная из разных стран, где бывал. У нас с Лией Ахеджаковой есть спектакль, который называется «Персидская сирень», с которым мы объездили полторы сотни городов по всему миру. В Вятке нас познакомили с девочкой-художницей, которая в перекосившемся от старости домике, в муфельной печи, делает удивительные вещи. Она мелким стеклом на плитке выкладывает экзотические фрукты, запекает. Мне так понравились работы, что купил, несмотря на то, что она считала их браком. И пошло-поехало… Далее купил триптих с овечкой в антикварной лавке в Англии. Попросил друга довезти до Москвы. А он мне принес одну плитку (остальные раскололись) и подарил еще шесть из совсем другой серии. Это положило основу коллекции. Тут над камином вы видите плитки из Голландии, Большого Каньона в США, замков Луары во Франции, Ирландии, Колумбии, Японии, Германии, Парижа. На одной из плиток изображены руки какого-то святого, творящего молитву.
– А кто сделал такое прекрасное фото (затемненный силуэт человека на фоне освещенного солнцем Большого Каньона – Ред.)?
– Это актер Алексей Зуев сфотографировал меня против солнца по моей же просьбе. Вообще это счастье, что профессия дает возможность столько ездить по миру, смотреть на удивительную красоту! Мы с Димой Дюжевым и Сашей Феклистовым над этим Большим Каньоном даже на вертолете летали!
Материнский дом оказался несносимым
– Кто у вас играет на синтезаторе?

– Дочка, она учится в музыкальной школе. Ей будет четырнадцать в этом году.
– По вашим стопам собирается идти?
– Надеюсь, что нет.
– А если не секрет, как вы познакомились с супругой?
– Это было достаточно давно. Это я ведь сейчас такой здоровый. А пятнадцать лет назад был полный актерский набор болезней: три язвы, бессонница и хронический бронхит. «Разваливался» на куски. Будущая супруга была врачом. Правда, в начале даже и не думал, что меня посетит такое прекрасное чувство, а уж о дочке и мечтать не смел.
– Откуда у вас такая тяга к тишине, земле, даче? Вы, часом, не в деревне родились?
– Отец жил в деревне под Самарой. А мама – в Москве. Родился я действительно в отцовской деревне, куда мать уехала в эвакуацию. Там прожил первых полгода жизни, после чего мы вернулись в столицу. Дом, где жила мама, до сих пор стоит на 4-й Тверской-Ямской, трехэтажный такой маленький домик. Нам еще во время войны говорили, что его будут сносить, так как он дал трещину. Но все вокруг посносили, а этот домик стоит.
– Ностальгия не мучает, когда мимо проходите?
– Еще какая! С этим домом был связан мистический случай. Однажды, на самой заре появления на экранах Кашпировского, с ним познакомилась Галина Волчек. И она его уговорила выступить в «Современнике». Собрался полный зал, настроен артистический народ был очень скептически, а это – достаточно мощная энергетика, когда зал тебя не принимает. Кашпировский честно сказал, что ему трудно, но стал проводить сеанс… У меня перед глазами все поплыло. И вдруг увидел этот старый дом во всех подробностях. С винтовой лестницей, с металлическими перилами и содранными деревяшками на них. Увидел дверь с торчащими из разодранного дерматина кусками ваты. Видел все это реальнее, чем наяву! Зашел на кухню с черного хода. Передо мной было окно, под которым стоял сундук, и подоконник был… на уровне моих глаз, как это бывает у пятилетнего ребенка. Понял, что это я, но маленький. Чтобы в окно заглянуть, надо было встать на цыпочки.
А когда все это стало уходить (Кашпировский стал заканчивать сеанс), было единственное чувство: вцепиться и не отдавать все это…
Потом много раздумывал над этим происшествием. Я, наверное, кое-что мог бы и сам вспомнить из своего детского жития-бытия, но чтобы вот так подробно, чтобы до мурашек, до ощущения собственного присутствия там… Такое блаженное чувство испытал, такое интимное, такое дорогое, что не стал никому рассказывать.
А что касается вашего вопроса о деревне, то хорошо помню дом отца. Точнее это был дом дедушки и бабушки, где жили шестеро детей – пять братьев и сестра. Там полдеревни Жигаловых (причем ударение там ставят на «о»). Муж сестры работал на грузовике, на каких хлеб возят. Однажды пошли мужчины гулять, а к ночи к нашему дому подъехал этот дяди Мишин фургон, открылись двери, из него вышла женщина и стала выгружать пьяных «в люлю» родственников. И только спрашивала подошедших женщин: «Твой или чей? Если твой, то забирай». С шутками и прибаутками, женщины разбирали своих мужей и уносили по домам, как бревна.
Удивительно то, что никаких актеров у меня среди родственников не было. Но бабушка пела в церковном хоре. В церкви они с дедом и познакомились. По маминой линии дедушка был очень музыкальным человеком, играл на всех инструментах, хотя и был самоучкой.
Все «истфаки» – от лукавого
– Вы какой вуз заканчивали?

– Я человек извилистой судьбы. Нет высшего театрального образования, зато высшее техническое. Легко давались математика и химия. Правда, увлекался театром с детства, и до сих пор дружу с учительницей по театральной студии Таисией Васильевной Яковлевой. Она большая умница, не только прививала любовь к театру, но и внушала, что театр – это не афиша, публика и касса, а тяжелейшая работа, большей частью неблагодарная. Она говорила, что если человек может прожить без театра, то там ему и делать нечего. Мне казалось в юности, что могу жить без театра, и не собирался на театральный. Увлекался историей и хотел поступать на истфак. А так как отец был из деревни, то он закончил Тимирязевскую академию. Он считал, что в жизни есть две профессии – агроном и инженер, а все «истфаки» от лукавого. Отец хотел, пока жив, увидеть сына, обучившегося одной из этих профессий. Поэтому я поступил в Институт химического машиностроения.
Но это ведь не редкость, когда актеры начинают в другой профессии. В «Современнике», где отработал двадцать с лишним лет, таких артистов было немало. Например, покойный Валентин Никулин учился в юридическом. А Лия Ахеджакова – в техникуме металла и сплавов. Я отработал три года по распределению и потом все бросил и пошел в студию при Центральном Детском театре, поступив сразу на второй курс. После окончания меня взяли в труппу театра. Отработал в ЦДТ восемь лет. А потом меня позвал «Современник».
– А с кино как сложилось?
– В кино стартовал еще позже, аж в 1974 году, потому что Центральный Детский театр отказывался отпускать артистов на съемки «в связи с высокой занятостью в репертуаре». Сейчас все ругают сериалы, а я горжусь тем, что начал сниматься в сериале. Он назывался «На всю оставшуюся жизнь» и снимал его Петр Наумович Фоменко. Это было замечательное время. Жили и работали под Питером. Горжусь, что снимался в двух картинах у Иосифа Хейфица – режиссера, который потряс меня своими интеллигентностью, интеллектом, профессионализмом. Оператором на «Бродячем автобусе» был Юра Шайгарданов, один из лучших нынешних российских операторов. Помню, Хейфиц дает команду: «Это сюда снимать, это сюда, а это вот – сюда». А Юра предлагает: «А давайте я сниму так и так». На что Хейфиц с улыбкой ему отвечает: «Юрочка, ты можешь снимать, как угодно. Но мне нужно – так и так». И было это не от режиссерской вредности, а из-за того, что Хейфиц вначале каждый кадр из своего фильма прорисовывал на бумаге, всю картину держал в голове. Он четко знал, что хочет получить в итоге. И получал…
– Какой ваш любимый фильм?
– У вас дети есть? Разве вы можете сказать, что это – любимый ребенок, а этот – нет? Вот так и с фильмами. Сбился со счету, снимался в сотне картин, во множестве сериалов и люблю все свои работы. Но, несмотря на это, я не киношный человек. Человек театра. И живу театром. К кино (сейчас понимаю, что это неправильно) относился несколько потребительски.
– Тогда расскажите, что означает театр «Современник» в вашей жизни?
– Это сложно сформулировать. Очень и очень многое. Я – человек командный. Не стаи, а команды. Не люблю фестивали, тусовки… «Стаей» называю людей, которые собираются выпить, пообщаться, развлечься, может быть, даже кино посмотреть. А команда – это когда люди собрались вместе на работу. И вот «Современник» дал мне невероятное ощущение командного дела. Застал «Современник» еще в то прекрасное время, когда он был не театром «звезд», каковым сейчас постепенно становится, а театром коллектива. И сила его была именно в этом. Сила потрясающая. Надеюсь, что эта любовь и умение работать с партнером, которому научил «Современник», остается во мне навсегда…

Елена Булова


О нашем собеседнике:

Михаил Васильевич Жигалов родился 2 мая 1942 года. Заслуженный артист РСФСР (1991).
С 1970 года – актер Центрального детского театра. С 1978-го – «Современника». Уже несколько лет не является штатным актером «Современника», но продолжает там играть спектакли.
Снимался более чем в ста фильмах. Наиболее известные ленты – «Похищение «Савойи», «Петровка, 38», «Найти и обезвредить», «ТАСС уполномочен заявить», «Подсудимый», «Бродячий автобус», «Афганский излом», «На углу, у Патриарших…», «Ермак», «На всю оставшуюся жизнь», «Бригада», «Граница».

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация