10:00:30
22 ноября 2024 г.

Анатолий Мукасей: «Лучше доску приколочу или в баньку схожу»

В гостях у звездыАнатолий Михайлович Мукасей. Один из лучших операторов страны.
Его глазами мы увидели героев фильмов «Берегись автомобиля» и «Большая перемена», «Гардемарины» и «Чучело», «Сватовство гусара» и «Принцесса цирка». Кроме того, он супруг кинорежиссера и актрисы Светланы Дружининой, с которой долгие годы работает на одних и тех же съемочных площадках. Наш корреспондент побывал в гостях у творческой четы.Дети разведчиков
– Анатолий Михайлович, что означает для вас понятие ДОМ в высоком смысле этого слова?

– ДОМ – это семья. Это – моя жена Светлана Сергеевна, это наш Данила, это, наконец, кошка Дуня. Дом – это, прежде всего, тепло.
– Сейчас по телевидению много рассказывают о ваших замечательных родителях и их удивительной жизни. Их судьбы достойны киноромана.
– Мои родители, слава Богу, живы и здоровы. Папе – 98 лет, маме – 93. Именно родители нас приучили к тому, что дом – это, прежде всего, семья. А она у нас большая. Родители всегда стремятся собрать всех под одной крышей. По любому поводу мы приезжаем к ним: и дети, и зятья, и невестки, и внуки, и правнуки.
– А родители ваши всегда жили в Москве?
– Правильнее сказать, последние тридцать лет они живут в Москве. А до этого, в течение тридцати лет они жили в семидесяти странах мира. Потому что мама и папа (об этом теперь можно громко говорить) – разведчики-нелегалы. Всю жизнь под чужими именами работали за рубежом. И появлялись у нас с сестрой в год дней на пять–семь. Несмотря на это, семья наша – крепкая и плотная, все друг друга любят и помогают.
– Кто же вас с сестрой воспитывал?
– Этих людей с родительской работы называли «шефами». На самом деле они были практически членами семьи. А нелегальная разведка была славна тем, что в нее собирали уникальных людей со всего Советского Союза, с выдающимися способностями, толковых и неординарных.
Но вообще мы жили с сестрой одни, получали лишь маленькие записочки от родителей, напечатанные на машинке. Воспитывались на этих коротких письмах. Родители сейчас книжку замечательную выпустили, им дают призы и премии. И они живут тем, что про них по телевидению показывают, говорят, пишут.
– Доводилось ли вам когда-нибудь жить в коммуналках?
– Помню, наша огромная семья жила в Малаховке на кухне: папа с мамой, бабушка, племянница родителей, семья двоюродной сестры… Кухня зимой покрывалась льдом. Мы – человек девять – сидели в одеялах. Это была ледяная комната, в которой было прожито несколько лет в конце сороковых – начале пятидесятых. Удивительно, что отношения при такой скученности были замечательные.
По кругу стояли диваны, какие-то лежанки. Так как на стенах был лед, они закрывались одеялами. В середине стоял круглый стол, и мы, дети, крутились вокруг него. По вечерам нас бабушка усаживала за этот круглый стол и вычесывала вшей на белую бумажку. Кушать особенно было нечего. Самой вкусной едой был черный хлеб, посыпанный сахарком. Если же там еще и масло присутствовало, то это уже был настоящий праздник.
Любовь к изображению
– А когда вы впервые столкнулись с магией изображения?

– Сразу после войны отец подарил мне фотоаппарат «Любитель», я впервые снял мальчишек из класса и побежал печатать. Когда в темной комнате на листе белой бумаги проступили знакомые лица, просто обалдел от счастья. Схватил фото, выскочил на улицу, позвал ребят. Но они не успели добежать – фотография почернела. Я рыдал, не понимая, что же произошло. Вечером пришел отец и сказал, что нужно было отфиксировать фото. В тот же вечер понял, чем буду заниматься в жизни.
Прошло много лет, но и сегодня считаю, что самая лучшая профессия – кинооператора. Зрители не догадываются, что смотрят кино, попадая под настроение оператора, в его личностное ощущение мира. Кинематограф – это искусство, прежде всего изобразительное.
Многие режиссеры умеют замечательно работать с артистами, но плохо разбираются в изображении. Им не понятно, почему оператор ждет какую-нибудь тучку или лучик солнышка. Но я всегда работал с режиссерами, которые обожают изображение.
– Например, с Роланом Быковым?
– Ролан Быков к изображению относился свято. Мы с ним выстраивали буквально каждый кадр. Если у меня не получалось, то Ролан Антонович сам садился за камеру, пытался что-то придумать. Если и у него не получалось, то он предлагал: «Слушай, Толь, давай замотаем съемку». Потому что если что-то не идет, чего-то не хватает сегодня, то оно может завтра родиться само.
Бывало, я предлагал: «А давай вот это снимем». Он отвечал: «Да вроде не годится». Но, доверяя, уступал, мы снимали. А потом проходило месяца полтора, и он врывался на площадку: «Толя, я придумал смысл того кадра, который мы снимали тогда. Это было гениально!».
– Ваша супруга – великолепный режиссер. И снимает она фильмы в партнерстве с вами. Возникают ли конфликты?
– Творческих споров бывает много. Например, я говорю ей, что мне сцена не нравится, нет освещения, не будет глубины. А она торопит снимать дальше, так как время кончается, режим уходит. Спорит, спорит, но потихоньку соглашается. Светлана любит изображение, как и я. Любит еще и потому, что замужем за оператором.
Кино прекрасно тем, что там много людей работает, вкладывает свою энергетику в каждый кадр. У пленки есть потрясающее свойство: она впитывает эту энергетику. В плохие картины вложено мало. А есть картины, в которых – огромное количество энергетики. И это с экрана видно и через тридцать, и через пятьдесят лет.
Уют и риск
– Как вы сосуществуете в быту? Есть ли разногласия там? Вот пришли вы домой после съемки: как распределяются обязанности?

– Сосуществуем легко, радостно и практически бесконфликтно. Потому, что я понимаю ее дикую профессию, она понимает мою дикую профессию. Прибегаем домой после съемочного дня, быстренько собираем на стол, садимся и уже про работу не говорим. Единственное, когда мы говорим про работу дома, если завтра сложная сцена. Тогда сидим до ночи, и Светлана меня не отпускает спать, пока мы не поймем, как завтра будем снимать.
– А интерьер вашей кухни, где все – деревянное, теплое такое, придумывали вы или супруга?
– Светлана все придумывает и воплощает. Я по поводу шкафчика, столика, рюмочки могу высказать свое мнение, но здесь вся инициатива – в руках жены. Бывает, что иногда ее решениям сопротивляюсь. Но часто то, что Света делает, потом становится таким уютным, что я просто привыкаю.
– Каковы лично для вас в доме составляющие комфорта?
– Тепло. Не имею в виду подогреваемые полы или налаженное отопление. Я – об атмосфере. Должна быть обязательно хорошая кровать, уютная, приятная, в которой отдыхаешь. Потому что, когда работаешь по 15 часов и спишь по три – четыре, то нужно лечь в такое место, чтобы можно было отдохнуть. И обязательно, чтобы было чисто, ухожено.
Света в этом смысле – «больной» человек. Она обязательно каждый сантиметр пространства будет вычищать. Не может уйти, если что-то не домыто, если крошки на столе, или чистая посуда не разложена по местам. Уговариваю идти, а она отвечает неизменно: «Я должна прийти в чистое».
Уютный дом – это когда твои дети растут в тепле, когда за них не дергаешься и не волнуешься. Когда ночью нормально спишь и не переживаешь…
– Наверное, уют и спокойствие отчасти компенсируют тот риск, с которым сопряжена профессия оператора. Мне кто-то рассказывал, как вы во время съемки однажды из самолета вывалились вместе с камерой…
– Было такое. Когда смотришь в глазок камеры, перед тобой – ограниченное поле зрения. Если оторваться и оглянуться, то можно увидеть опасность: лошадь, которая несется на тебя, или автомобиль, мчащийся наперерез. Но когда снимаешь, ты весь – там, и о безопасности не думаешь.
А из самолета я вывалился на картине Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где работал покойный Олег Борисов. Мы поднялись, чтобы снять сверху вулкан. Летчики спросили: «Парень, тебя провезти так же, как мы геологов провозим?» – «Давайте, как геологов». – «Ну, тогда привяжись». Когда самолет взлетел над вулканом и наклонился, то меня вместе с аппаратом на веревке вынесло из самолета, прижало потоком воздуха к борту спиной. Я этого не заметил. Почувствовал только, что ветер очень усилился. А когда самолет выровнялся, меня опять внесло в дверь. Хорошо помню круглые глаза Олега Борисова: «Толя, ты сумасшедший, да?!» Он заснял все это маленькой камерой – потрясающее зрелище: вот я снимаю, вот меня выносит за борт, и потом опять влетаю в салон. И все – без отрыва от производства, то есть камеры.
Про жену
– Как вы познакомились с супругой?

– Вместе с мамой пошел в кино смотреть картину «За витриной универмага» с участием Светланы. И, показывая на экран, спросил маму: «Тебе нравится эта девочка?» – «Да». – «Тогда я на ней женюсь».
– Вы что уже были знакомы?
– Нет. Просто все, что задумываю, как правило, реализовывается. Со Светланой нас жизнь столкнула позже во ВГИКе. На втором курсе мы поженились. На третьем у нас родился ребенок. Вообще-то мы – счастливые люди. Взрывы, терроризм, политические дебаты существуют для нас где-то на периферии. Мы полностью погружаемся в то, что снимаем. Если это – 18 век, как в «Тайнах дворцовых переворотов», то мы изо дня в день живем в 18 веке!
– Вы как раз сейчас заканчиваете седьмую картину из этого цикла. О чем фильм?
– Картина будет называться «Виват, Анна Иоанновна». Анну играет Инна Чурикова. Василия Лукича, который вывез ее из Курляндии, замечательно играет постаревший красавец Коренев. В фильме снимаются Алексей Петренко, Алексей Жарков, Печников Геша. Снимается в одной из ролей Алсу.
– Вас не напрягает бешеный ритм вашей жизни? Вы живете в центре Москвы, под окнами – вечно шумящая Ленинградка? Не хочется сбежать на природу?
– Сбежать можно на дачу. У нас есть небольшая дачка на Пахре. Мы там практически все сделали своими руками. У Светланы там – цветочки, грядки, деревца какие-то посажены.
– А у вас?
– Лучше пойду какую-нибудь доску приколочу или в баньку схожу. В земле копаться – это не мое. А Светка, как сядет на корточки, так и копается в земле часами… Я предпочитаю забраться на второй этаж и смотреть спортивный канал. Так отвлекаюсь от всех дел и отдыхаю.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация