Наследники делят свое богатство 12 лет
Письмо, повествующее об этой истории, пришло в редакцию из Америки. Однако к проблемам с жильем в Новом Свете оно не относится. Речь о московском наследстве. Ситуация – и типичная, и, увы, трагичная, стоившая героям нашего повествования моря слез, погубившая миллионы их нервных клеток.
Мечта на Остоженке
Письмо пришло от Елены Васильевны Марковой (родственницы, хоть и бывшей, участников этой истории), которая взяла на себя роль семейного адвоката.
Началась эта история еще в середине восьмидесятых. Объясним сначала, кто в этой истории кому приходится. Увы, но во всех квартирно-семейных историях – избыток персонажей. Автор письма Елена Васильевна Маркова и главная героиня «сериала» Надежда Яковлевна Ветлицкая приходились друг другу сватьями. Дочь Елены Васильевны и сын Надежды Яковлевны были мужем и женой. Супруги расстались, а их мамы стали близкими подругами.
Но вернемся в восьмидесятые. После того, как дети наших персонажей поженились, Надежда Яковлевна, в ту пору далеко нестарая миловидная женщина, вышла замуж сама – за Георгия Петровича Зубкова. У каждого из молодоженов было по отдельной квартире – «двушке», которые они обменяли на большую четырехкомнатную квартиру площадью 92,7 кв. метров на прелестной московской улице Остоженке. Счастливые годы пронеслись быстро.
Виражи судьбы
В 1992 году Георгий Петрович умер. Выходил из автобуса и прямо со ступенек упал на руки жены. Надежда Яковлевна, получившая вдобавок к шоку от случившегося еще и перелом руки, после смерти мужа не могла заниматься наследственными делами и даже думать об этом.
Тем не менее, заняться ими было надо. А нам пора переходить к главному объекту конфликта наших героев – отличной московской квартире на Остоженке. Никакого завещания Зубков не оставил. Квартира, правда, к тому времени была приватизирована, и Ветлицкой принадлежала половина жилплощади. Поэтому вопросы наследования касались лишь половины квартиры, принадлежавшей Зубкову. Тут-то возникают две дочери Георгия Петровича от первого брака – Валентина Арапова и Ольга Жураева. Обе дочери и вдова – наследники по закону, наследники первой очереди. Всем им причитались равные доли наследственной собственности отца.
Но, собственно, дело мы будем иметь лишь с одной дочерью Зубкова – Араповой. Жураева так и не появится ни разу. По словам Араповой, Жураева отказалась от наследства в ее пользу. Поэтому Валентина Георгиевна Арапова начала претендовать уже на две доли от отцовского наследства. Она-то – во второй главной женской роли нашего юридического сериала.
Тогда Ветлицкая решила обратиться к адвокату, и по его совету каждый раз, когда к ней приходила Арапова, отвечала, что наследство можно будет поделить лишь после того, как ее сестра Жураева свой отказ оформит юридически. Однако никаких документов об отказе от наследства так и не появилось. Запомним, это очень важная деталь.
Отъезд
Дальше в судьбе наших героев назревают серьезные перемены. Елена Васильевна Маркова (напомним, – автор письма) и ее дочь уезжают в Америку. Перед отъездом дочь Марковой разводится с сыном Ветлицкой. А в 1995 году Ветлицкая решает тоже уехать – вслед за Марковыми, ближе людей у нее больше нет.
В Москве остается ее сын Виталий. Ветлицкая «прописывает» его в квартире на Остоженке. Сама квартира сдается квартирантам – Виталий в ней не живет. Сам он снимает другое жилье.
Со смерти Георгия Петровича прошло уже три года, а наследственные дела так и не решены. Одна из главных участниц вялотекущего конфликта Надежда Яковлевна Ветлицкая удалилась в Америку – подальше от проблем, от надоевшей Валентины Араповой, требующей своей и сестриной доли.
Почему она не захотела или не смогла разрешить все это до своего отъезда – нам неведомо и, честно говоря, непонятно. Возможно, у нее не было сил, возможно, она не смогла оправиться после смерти мужа… Так или иначе, дело оставалось несделанным и со временем еще более усложнялось.
Все дело – в справке?
Проходит еще пять лет. В 2000 году Арапова сообщает, что у нее имеется свидетельство о праве на наследство от 14 января 2000 года. В нем говорится, что наследуемая часть – половина квартиры, в которой Ветлицкой принадлежит 1/3. Вроде бы все по закону: наследуемая часть делится на равные доли между наследниками первой очереди, а их трое – жена и две дочери. Правда, по-прежнему нет (или Ветлицкая его, по крайней мере, не видела) юридически оформленного отказа Жураевой от своей доли.
А спустя еще три года в руках Араповой появляется и справка из Департамента жилищной политики и жилищного фонда, выданная по ее запросу. В ней говорится, что Арапова и Жураева имеют право на общую долевую собственность на жилье в размере по 1/6 доли каждая.
Похоже, именно эта справка стала камнем преткновения в имущественном споре наследников.
В короткой справке – три абзаца, касающиеся трех наследников и, соответственно, претендентов на жилплощадь. Приведем выдержки из них:
«Вид права: общая долевая собственность – 50/100 доли.
Субъект права: Ветлицкая Н. Я.
Основание: договор передачи квартиры в собственность.
Вид права: общая долевая собственность – 1/6 доли.
Субъект права: Жураева О. Г.
Основание: свидетельство о праве на наследство по закону.
Вид права: общая долевая собственность – 1/6 доли.
Субъект права: Арапова В. Г.
Основание: свидетельство о праве на наследство по закону.
Итак, из этого документа явствует то, что Ветлицкая Н. Я. владеет половиной жилплощади по договору передачи квартиры в собственность, а Арапова и Жураева – по 1/6 доли по свидетельствам о праве на наследство по закону.
Вопрос: а где еще одна шестая доля жилплощади?
Вероятно, Ветлицкая, в отличие от дочерей покойного Зубкова Жураевой и Араповой, получивших свидетельства о праве на наследство в ноябре 1993 года и зарегистрировавшиеся в Департаменте муниципального жилья соответственно в декабре 1993 и январе 1994 года, этого просто не сделала.
Комментарий юриста
Ветлицкая Н. Я., как третья наследница, должна получить также 1/6 часть в праве собственности дополнительно к уже имеющейся 1/2. Для этого достаточно обратиться к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство. Вероятно, она его не получила. Обратиться можно в любой момент, так как наследство принято. Получив данное свидетельство, она пойдет в регистрирующий орган и получит свидетельство о праве собственности на 2/3 (1/2 +1/6) квартиры.
Арапова формулировку «1/6 доли» трактовала как шестую часть всей жилплощади (что и соответствует той площади квартиры, которая является предметом наследования), а Ветлицкая почему-то, считала, что 1/6 доли относится лишь к бывшей собственности ее мужа, Зубкова.
Комментарий юриста
Нет, 1/6 – именно от всей квартиры, т. к. это то же самое что и 1/3 от 1/2. Если бы квартира была не в долевой собственности, а каждая часть квартиры была самостоятельным объектом права собственности, то документы бы оформлялись на наследственную часть квартиры.
Если бы Ветлицкая тоже получила свидетельство о праве на наследство и зарегистрировала его в Департаменте муниципального жилья, формулировка в той самой справке была бы более четкая и не поддавалась двойной трактовке.
Теперь самое время вспомнить о письме в редакцию. Его автор – Елена Васильевна («домашний адвокат») усмотрела в этом специальный умысел. Также она усмотрела противоречие между уже упоминавшейся справкой и свидетельством о праве на наследство: в первом документе идет речь о двух шестых долях, которые причитаются дочерям Зубкова, а во втором – о двух третях. Непредвзятому читателю, скорее всего, будет ясно, что справка выдана на всю квартиру площадью 92,7 кв. м, а свидетельство лишь касается ее половины, принадлежавшей умершему.
Комментарий юриста
Наследственное имущество – 1/2 доли квартиры. Таким образом, в свидетельстве о праве на наследство это должно быть указано. Доли наследников, как видно, по 1/6 долей в квартире для каждого.
Можно лишь сожалеть о том, что коса нашла на камень, что вдова и дочери от первого брака предпочли конфликт, а не решили вместе пойти к юристу, который бы им объяснил все формулировки документов и тем самым, скорее всего, поставил бы точку в споре.
Но конфликт разгорается с новой силой…
Комментировал независимый юрист Олег Пантюшов:консультации, ведение дел в суде: (095)265-4885