Нефть пожирает идею доступного жилья
С детства привык, что нефть – наше богатство. С некоторых пор меня настойчиво подводят к мысли, что нефть – это наша беда.Интригующее заявление сделал на днях помощник президента РФ Игорь Шувалов. По его словам, государство будет выделять дополнительные средства на социальные программы – образование, здравоохранение и жилье – вне зависимости от мировых цен на нефть. Тем самым он как бы ответил на вопрос о судьбе национальных проектов в случае, если энергоносители вдруг резко подешевеют. Можно подумать, что сегодня доходы страны от нефти работают на доступность жилья!
Не знаю, как с образованием, а доступность жилья и цены на нефть в наших условиях – антагонисты. Субъекты рынка недвижимости едины в том, что дорожающая нефть энергично подталкивает стоимость квартир вверх. Еще года три назад директор аналитического центра компании «МИЭЛЬ» Геннадий Стерник выявил статистическую связь и даже построил математическую модель зависимости цен на жилье в Москве от цен на нефть на мировом рынке. С ним, правда, не все безоговорочно согласны. Однако возражения касаются не самой тенденции. К примеру, руководитель аналитического центра IRN.RU Олег Репченко не отрицает воздействия нефти на рынок жилья, но уточняет, что это далеко не единственный фактор.
По мнению Г. Стерника, идея о связи цен на жилье и на нефть лежит на поверхности. Нефтедоллары поступают в страну, и их обладатели выходят на рынок жилья, чтобы что-нибудь на нем прикупить. Все и впрямь было бы здорово, если бы рынок недвижимости был насыщен товаром, если бы жилье возводилось в достаточном количестве. Сейчас же в России объемы строительства вдвое ниже, чем в былые наилучшие годы, и вчетверо ниже, чем необходимо для решения жилищной проблемы. В результате, повышение спроса элементарно толкает цены вверх. Если бы знать конкретно, сколько нефтедолларов дополнительно поступает на рынок жилья, то достаточно поделить их на число построенных метров и узнать, на сколько по этой причине подорожал в среднем «квадрат». Одновременно потребление жилья в большей степени смещается в сторону ограниченных групп населения, так или иначе имеющих отношение к нефтедолларам. И наоборот, для основной массы граждан квартира становится еще менее доступной. Если уж кого и радует дорожающая нефть (помимо тех, кто ее качает), так это застройщиков, поскольку напрямую повышает их барыши.
Председатель национального совета оценщиков России Иван Грачев охарактеризовал влияние нефтяных цен на доступность жилья одним словом – «негативное». В целом, по его мнению, страна крайне неудачно использует доходы от продажи нефти.
Уж если на то пошло, то и сам И. Шувалов подтверждает, что от высоких цен на углеводороды социальным программам ничего не перепадает. По его же словам, судьба проектов со стоимостью нефти не связана. Значит, их финансирование идет из каких-то иных источников. А доходы от нефти если и работают, то совсем на другие цели.
Склонный доводить любую мысль до абсурда Владимир Жириновский предложил вообще прекратить вывоз энергоносителей, тогда экономика сразу оздоровится. И в этой идее что-то есть. Развращающее влияние шальных нефтяных денег сказывается во всех сферах бизнеса. А исчезнет халява, и станет незазорно работать за 20% прибыли. Глядишь, и застройщики будут вынуждены перейти от вздувания цен к раздуванию объемов строительства.
Слушаю очередные биржевые сводки и ловлю себя на мысли, что я, гражданин страны-экспортера, жду-не дождусь, когда мировые цены на нефть поползут вниз. Это ж надо довести до такого!