23:30:44
11 апреля 2021 г.

Я выбираю неравнодушных…

Рынок недвижимостиЯ искренне благодарен господину Стрешневу за то открытое письмо, которое он написал для вашей газеты, в котором полемизирует со мною по поводу некоторых моих высказываний в одном из интервью. Мне симпатичны люди неравнодушные, люди, которым не все равно, что происходит на рынке недвижимости и в Московской ассоциации-гильдии риэлторов (МАГР), в частности. Из письма видно, что у его автора есть собственная позиция в оценке этики отношений между риэлторами и клиентами, между сотрудничающими риэлторами. Фактически он разделяет положения Кодекса этики ассоциации, но критикует формулировки некоторых его пунктов.
(Ответ на открытое письмо в МАГР гендиректора АН «Стратегия партнерства» Петра Стрешнева, опубликованное в № 31 «КР» от 8 августа)
В интервью я позволил себе привести несколько общих рекомендаций клиентам, как выбирать агентство недвижимости на рынке риэлторских услуг, и эти высказывания стали основным объектом критики со стороны г-на Стрешнева. В свое оправдание замечу, что эти мои рекомендации основаны на реальной практике МАГРа, куда ежедневно обращаются клиенты, пытающиеся получить какую-то информацию о выбранной ими риэлторской компании. Этих людей, среди прочего, обязательно интересует: давно ли компания работает на рынке, является ли членом МАГРа и прошла ли сертификацию, есть ли к ней претензии со стороны клиентов, выполняет ли она решения Комитета по защите прав потребителей МАГР? Я позволил себе добавить сюда еще один критерий надежности – размер компании, о котором можно косвенно судить по объему ее рекламы.
На рынке риэлторских услуг, по моей оценке, сегодня активно работают около 300 компаний (примерно 14 000 риэлторов). Согласитесь: клиент, который вынужден искать риэлторскую компанию по рекламе в газетах, стоит перед нелегким выбором. Человеку, который собирается совершить, возможно, самую большую сделку в своей жизни и рискнуть огромными деньгами, жизненно важно выбрать добросовестного риэлтора, нужны ориентиры.
Но так ли плохи эти самые заявленные мною критерии выбора риэлторской компании?
Размер и стаж имеют значение
О размере компании, а заодно и о том, насколько хорошо у нее идут дела, можно косвенно судить по объему публикуемой рекламы, которая сегодня недешева, а от ее объема напрямую зависит доход компании. Чем крупнее компания, тем она надежнее, прежде всего, потому, что в состоянии нанять более квалифицированный персонал, а значит и более тщательно проверить документы, подготовить сделку с недвижимостью.
Такая компания обязательно имеет собственную систему постоянного обучения персонала, ведет контроль над исполнением договоров, прохождением сделок и качеством услуг. Риэлторы обеспечены современным оборудованием, информацией, что создает многие удобства для клиентов. Но главное из всего перечисленного – система многоуровневого контроля, которая не позволит ошибиться даже начинающему агенту.
В наших реалиях компанию, проработавшую на рынке 10–15 лет, можно считать патриархом. Она не разорилась за эти годы – значит, у нее сложилась собственная корпоративная культура, профессиональный коллектив, круг клиентов. Все это, думаю, немаловажно.
Сертификация
Система сертификации риэлторских услуг была создана Российской гильдией риэлторов в 2001 году после отмены системы лицензирования. Система опирается на ГОСТ «Услуги брокерские на рынке недвижимости» и включает в себя требования к организациям, оказывающим риэлторские услуги, квалификации ее сотрудников, составу оказываемых услуг, к форме договоров на оказание услуг, обеспечивающих гарантии клиентам, а также контроль над ее исполнением. По своим требованиям система сертификации превосходит требования отмененной системы лицензирования риэлторской деятельности.
Это далеко не формальная процедура, и многие компании, выразившие желание пройти сертификацию, так и не смогли этого сделать из-за строгости предъявляемых требований. Сертифицированные компании проходят ежегодную проверку, по итогам которой руководящим органом системы принимается решение о продлении сертификации компании и выдается сертификат соответствия. На сегодня в Москве сертификацию прошли 43 компании, из которых только 28 – члены МАГР.
Членство в МАГР
Сегодня в составе МАГР 102 компании, разделяющие положения Кодекса, этики и обязавшихся выполнять решения Комитета защиты прав потребителей МАГР. Основная задача МАГРа – установление цивилизованных отношений на рынке риэлторских услуг, защита интересов клиентов, защита имиджа профессии риэлтор. Сотрудники аппарата МАГР неоднократно интересовались причинами, по которым многие компании не вступают в МАГР, и многие директора прямо говорят: а зачем нам связывать себя обязательствами, перед кем-то отчитываться? То есть они реально понимают, что в их отношениях с клиентами в этом случае появится еще одна сторона, которая и поправить может в случае чего. За всю историю МАГРа две компании были исключены по причине неисполнения решений Комитета. Кстати, сразу после этого они исчезли с рынка риэлторских услуг. Так что членство компании в МАГР является для клиента еще одной гарантией.
Допускаю, что для руководителя небольшой, известной пока немногим на рынке риэлторских услуг, не сертифицированной и не входящей в МАГР, но добросовестной компании, рекомендованные клиентам мною критерии выбора риэлторской компании кажутся несправедливыми. Готов признать, что эти критерии выбора не являются исчерпывающими. Но согласитесь: все мы каждый день вынуждены в своих житейских делах делать выбор и принимать решения, опираясь на неполную информацию о товаре, услугах, партнерах, поставщиках, продавцах и т. д. И мы свой выбор делаем.
В то же время я уверен, что и среди небольших компаний, не отвечающих заявленным мною формальным критериям, встречаются и такие, кто добросовестно обслуживает клиентов, придерживается высоких стандартов качества, справедливо считая это гарантией своего будущего процветания.
Следующий упрек в мой адрес: «Вы, президент МАГР, признаетесь, что некоторые фирмы МАГР берут скрытую комиссию»!
Я в этом не признаюсь – я с этим борюсь. Потому что убежден: это нельзя замалчивать, об этом нужно больше писать, информировать общественность. Думаю, в таком случае информированные клиенты не позволят риэлторам так поступать с собой, и риэлторы прекратят эту практику. Но обо всем по порядку.
Проблема эта из 90-х годов, годов начала рынка недвижимости. Тогда в Москве практически не строилось домов, которые сейчас мы причисляем к домам бизнес-класса. А спрос на большие квартиры в «сталинках» был, и клиентам не оставалось ничего другого, как на свои деньги расселять коммунальные квартиры, чем и занимались риэлторы. К слову, общество могло бы и шляпу снять перед риэлторами, которые к 1998 году в Москве на деньги клиентов или кредитные средства без всякой государственной поддержки расселили почти 60 тысяч коммуналок. То есть решили в Москве важную социальную задачу, которую полностью правительство Москвы не решило до сих пор.
Но жители коммуналок – это особые люди. Они слабо разбираются в законах и в денежных отношениях. Для них расселение – это обмен их комнаты на отдельную квартиру оговоренного качества. А о деньгах они, как правило, и слышать не хотели. Объяснить им, людям с небольшим доходом, что они должны заплатить риэлтору за работу, которую он для них проделал, было совершенно невозможно. Этому способствовала и практика работы «маклеров», которые занимались обменами в советские времена. Выстраивая головоломные цепочки из сделок обмена, эти умельцы оставляли в сухом остатке комнаты, их потом превращали в квартиры, которые продавали, – тем и кормились.
Научившись работать по такой же схеме, риэлторы не смогли перестроиться и тогда, когда ситуация на рынке изменилась, и сейчас эта практика вызывает законное возмущение не только у клиентов, но и у самих риэлторов. Мы стали задумываться о будущем профессии. Этому во многом способствовало изучение иностранного опыта. В большинстве западных стран отношения клиент – агент давно законодательно урегулированы.
Например, в Канаде риэлторская деятельность лицензируется общественным объединением риэлторов. Это профессиональное объединение, то есть члены его – физические лица, каждый из которых несет ответственность за свои действия. Не член ассоциации не может получить лицензию и не вправе оказывать риэлторские услуги. В то же время риэлтор должен учиться и соблюдать Кодекс этики и законы. Есть специальный закон, регулирующий отношения между клиентом и агентом. Там скрытая комиссия является уголовным преступлением и наказывается годами тюрьмы. Думаю, и у нас лет через 10 будет так же.
Всего на рынке Москвы, на мой взгляд, работают порядка 14 тысяч риэлторов. Из них примерно 8 тысяч работают в компаниях, входящих в МАГР, куда входят все крупнейшие компании. Но МАГР в отличие, скажем, от Национальной ассоциации риэлторов США, является бизнес-объединением. То есть членами Ассоциации-гильдии являются юридические лица, риэлторские организации. Все члены МАГРа приняли Кодекс этики, который фактически запрещает сокрытие от клиента размера комиссии.
Но «кое-кто у нас порой честно жить не хочет»… Тот, кто обманывает клиента, точно так же обманывает и своего работодателя, утаивая все полученное без ведома клиента. Риэлторские организации по мере сил борются с этим позорным явлением. Но организация – член МАГР, обнаруживает такие вот «проказы» своего сотрудника иногда только тогда, когда недовольный клиент обращается с жалобой уже в Комитет защиты прав потребителей МАГРа. А виновник зачастую уже не работает в той организации, которая за него отвечает перед клиентом. Так они и кочуют из компании в компанию, оставляя за собой шлейф обманутых клиентов.
Казалось бы, выход из этой ситуации – обмен информацией между агентствами недвижимости о таких недобросовестных сотрудниках. Но МАГР не может вести «черные списки» таких агентов. Нужно что-то менять. Думаю, правильный путь здесь – это создание профессионального объединения риэлторов – физических лиц, введение лицензирования и передачи функций лицензирующего органа этой организации, внесение изменений в законодательство.
Кодекс этики
В своем замечании по формулировке одного из пунктов Кодекса этики г-н Стрешнев указывает на некую двусмысленность ее содержания. Вот здесь я совершенно не согласен. Если в тексте кодекса есть двусмысленные формулировки – их нужно менять в ближайшее же время, в начале июня следующего года на съезде МАГРа.
В оправдание могу сказать, что Кодекс этики МАГРа появился почти на год раньше Кодекса этики РГР. В критикуемом абзаце авторы попытались избежать тавтологии, повтора в одной фразе термина «продавец». Никто из членов МАГРа не вкладывал в эту фразу тот смысл, в котором нас обвинил г-н Стрешнев. Вопрос для нас не принципиальный, исправим.
Еще раз повторюсь: я благодарен г-ну Стрешневу за его открытое письмо. Мы все заинтересованы в том, чтобы такие активные люди были в нашем сообществе. Я приглашаю его вступить в МАГР. Уверен, что он будет полезен ассоциации, а МАГР, не сомневаюсь, будет полезен ему.

Михаил Гороховский, президент Московской ассоциации-гильдии риэлторов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация