Коммунальные вопросы
Председатель правительства Михаил Фрадков подписал постановление, определяющее новые федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2006 год. Стандарты устанавливают для субъектов Федерации своеобразную планку, которую нельзя изменять в худшую для людей сторону. Лучше делать можно, пожалуйста, только не претендуйте тогда на трансферты из федерального бюджета. Желаете нравиться избирателям – нравьтесь за свой счет…Возьмем, к примеру, допустимую долю расходов семьи на «коммуналку». Постановлением правительства установлено – 22%, чуть больше одной пятой от семейного бюджета. Если квартплата забирает у семьи больше – ей положена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг. И как бы кое-кому ни хотелось ободрать жильцов на ползарплаты и всю пенсию, ему этого сделать не удастся. Не соблюдет федеральный стандарт – прощай, трансферт! А уж как нужны федеральные денежки нашему ЖКХ, не стоит объяснять.
В Москве, как мы помним, ситуация полегче. Как богатый регион столица российский бюджет кормит. И вольна смягчать суровые федеральные стандарты для своих жителей так, как позволяет ее собственный бюджет. Московская доля допустимых расходов – 10% от совокупного дохода семьи. Для совсем уж малоимущих условия еще мягче.
Допустимую долю расходов правительство не меняет уже несколько лет. Зато изменился другой стандарт – уровень платежей от экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Вот он-то и достиг роковой отметки в 100%. Государство официально отказалось дотировать коммунальные платежи тем, кто в состоянии их выдержать. Кстати, на 100% уже с 2005 года перешли два российских региона – Татарстан и Тюменская область.
Много это или мало? Например, в Московской области полноценная плата только за газ, воду и электричество для трехкомнатной квартиры составляет примерно 1 600 рублей в месяц. Для работающего цифра, в принципе, посильная. Для пенсионера, понятно, – фантастическая. И чтобы уберечь пенсионера от инфаркта и разорения, и нужен тот стандарт, о котором мы говорили, – допустимая доля расходов (22% – федеральная, 10% – московская).
Если рассуждать логически, введение 100-процентных платежей погонит людей за субсидиями. Богатым и многонаселенным городам, позволяющим себе «накладные карманы» вроде дополнительных льгот населению, это, видимо, не очень страшно. Кстати, сама Москва не особенно торопится переходить на 100%, об этом еще весной заявлял мэр.
Тут возникают, по крайней мере, два вопроса, внятные ответы на которые никто не дает. Как будут выживать жители маленького городка с градообразующим, но нынче разваленным предприятием? Всем городом пойдут за субсидиями? Или всем городом перестанут платить? И их будут показательно выселять – из барака в сарай?
И второй вопрос – спасут ли эти сто процентов ЖКХ? Помните, ведь коммунальщики все время говорили: вот перейдем на 100% и заживем! Значит, они должны продемонстрировать нам свои коммунальные достижения. Но где гарантия, что они, вздохнув, не заявят, что 100 – это очень мало, и надо бы платить 200 процентов, «чтобы отрасль наконец-то «задышала». И не закинут ли удочку на увеличение доли расходов населения с одной пятой семейного бюджета до одной трети?!