23:30:44
11 апреля 2021 г.

Сергей Баталов: «Мы хотели окрестить кота дефолтом»

В гостях у звездыЗаслуженный артист России Сергей Баталов – наверное, самый народный из заслуженных артистов РФ. Его ценят режиссеры и обожают зрители. Он — обладатель многочисленных призов различных кинофестивалей. В том числе одного из самых престижных профессиональных актерских кинофестивалей «Созвездие», на котором приз он получал из рук коллег.– Начиная с августа, – рассказывает С. Баталов, – на экраны один за другим выйдет шесть фильмов с моим участием. Картину «Золото» мы снимали в Киеве. В этом детективе играю садовника, который работает у хозяина. Но в свое время дом принадлежал деду моего героя. На этом построена интрига сюжета. Снимался и в «Атамане» у Василия Мищенко в роли Снежного Человека. Мой герой служил в армии, но там его «подставили», и он ушел в горы ловить контрабандистов и охранять границу. А Снежным Человеком его называют, поскольку он неуловим и безупречен. Он появляется в самых неожиданных местах, из сугробов, из пещер. Снимали в красивейших местах в Красной Поляне близ Сочи.
Режиссер Николай Досталь после пятнадцатилетнего перерыва снял продолжение «Облака Рай», которое будет называться «Коля – перекати поле». Кроме того, я закончил работу у Глеба Панфилова в «Круге первом». Действие фильма по роману Солженицына происходит в «шарашке». Я сыграл майора Шикина – собирательный образ. Глеб Анатольевич даже спрашивал у Солженицына разрешение на соединение двух ролей в одну. В результате мой персонаж стал объемнее.
Вообще, работа с Панфиловым – отдельная песня! Это гениальный режиссер, причем он так любит артистов, что ты готов сделать все, что он хочет, и выложиться на 150%! В первый же съемочный день почувствовал такое удовольствие от сотворчества с ним, с актерами, с оператором… Панфилов все время что-то придумывает, снимает нюансы, моя небольшая роль вырастала прямо на глазах. Я обычно играл простаков, добрых людей. А здесь – человек, которого жизнь в сталинские времена заставила быть жестким. Было очень интересно.
Еще снимался в Питере в новогодней истории вместе с Игорем Ливановым. В феврале месяце пришлось с ним нырять в прорубь. Вся группа долго к этому готовилась: нам предлагали коньячку и так далее. Но мы отложили коньячок на потом, причем, группа так переживала, что к моменту съемки уже была хороша. Словно не нам предстояло лезть в ледяную воду, а им. Готовили всего один дубль, так как ныряли в одежде: Игорь якобы тонул, а я его спасал и оказывался в воде. Далее шли подводные съемки, которые мне понравились: они доснимались в теплом бассейне. Несмотря на привязанный груз, одежда в первый момент всплывала. Но мы искренне пытались с Ливановым уйти на дно. И когда вынырнули, то режиссер спросил: «Ребята, а может, теперь ползком по дну?» И тогда ироничный Ливанов не выдержал и предложил режиссеру поменяться местами.
– Что вам на съемках пришлось делать впервые?
– Играя Снежного Человека, научился стрелять. Мне так понравилось! Из какого только оружия не стрелял! Попробовал покататься на горных лыжах, и понял, почему новые русские так стремятся зимой в горы. Там очень здорово.
На съемках фильма «Баязет» у Николая Стамбулы сыграл сотенного Трехженного. Баязет – это крепость, находящаяся в Турции, но снимали в Сирии. Предупредил режиссера, что сидеть на лошади не умею, но Стамбула пообещал, что научат. В день съемок на меня надели костюм, сделали сложный грим с окладистой бородой и подвели лошадь: «Садись!» Я обалдел: ни инструктора, ни тренировок! Но сел и даже от испуга сумел подъехать к командиру, которого играл Алексей Серебряков, и проговорить текст. А в глазах у меня одни лошади… Потом вдруг прозвучала команда «рысью», и все эти местные «гардемарины» лавой устремились вслед за нами. Мы возглавили сотню, так как наши лошади рванули с места в галоп…
– Но это же – самоубийство…
– Сказал себе: «Баталов, хватайся за все, что можешь, за гриву, за луку, только не падай!». Придя в себя, разъяренный, отправился к Стамбуле. Сказал, что без инструктора и занятий близко больше к лошади не подойду. Так или иначе, но за три месяца съемок я научился прилично сидеть в седле.
– Сергей, вы родом с Урала. Что для вас означает понятие ДОМ?
– Ну не стены же?! Для меня важно, кто в этих стенах живет. Дом – это, прежде всего, семья. Это родители, бабушка, дедушка. Родился в Ирбите Свердловской области – старинном уральском городке. Мы жили на окраине в двухэтажном деревянном доме. Рядом протекала речка, были огороды. И город, и деревня. Мама со стороны бабушки была из купеческого рода. Все дома вокруг того места, где мы жили, когда-то принадлежали нам. И когда маленький гулял с бабушкой, она мне рассказывала: «Вот это – наш дом, этот – наш, и этот тоже». Но после революции мы всего этого лишились, бабушка вышла замуж за обыкновенного механика. И ее всегда обвиняли, что она спряталась за спину рабочего человека, и не разрешали брать фамилию мужа. Так что для меня дом – это моя собственная семья. Дом – это атмосфера любви и теплоты, уюта и заботы. Бывает так, что приезжаешь к кому-то в гости, например, в загородный дом. Все красиво, а чего-то не хватает. И хочется быстро уйти. А к кому-то приходишь, и хочется остаться, сидеть, пить чай, разговаривать. Дом – это всегда люди.
– Чем занимались ваши родители? Как возникла идея пойти в артисты?
– Мама – педагог в Свердловске, папа – водитель. Они не думали, что я пойду в театральный. Когда было шесть лет, бегал в летний сад в Ирбите, где был театр, и часами смотрел на актеров. Никому не признавался, что хочу быть артистом. И лишь когда приехал к тетке в Омск и поступил в авиационный техникум, то записался в театральную студию. Хотя даже заканчивая техникум, актерскую карьеру не планировал. Но человек предполагает, а Бог располагает: друзья как-то поехали в Москву в театральный, и я отправился за компанию посмотреть город. В результате они не поступили, а я неожиданно был принят на курс к Олегу Павловичу Табакову. И остался один в Москве, получив место в общежитии ГИТИСа. А родители до сентября 1976 года ничего не знали. Когда привез им студенческий билет ГИТИСа, то они не поверили, поехали удостовериться, что это – не сон, что говорю правду.
– Как состоялся первый контакт с театром?
– В Ирбите есть старинный русский драматический театр, куда меня отвела бабушка в четыре года на спектакль «Конек – горбунок». Вот тогда-то у меня внутри, видимо, что-то перещелкнуло. Мысль «хочу в артисты» засела глубоко в подсознании, она всегда была моей тайной.
– Что представляла из себя гитисовская «общага» в те годы?
– Знаменитая Трифоновская, 45-б… Был такой удивительный ректор, которого все звали Моня. Он прославился, в частности, и следующим изречением: «Сорок пять б…? А я думал, что их значительно больше». Кто только не жил в этом знаменитом месте! Это было время активного общения с иностранцами. Я, приехавший из Сибири мальчик, родившийся на Урале, общался с поляками, с американцами, с арабами – все они учились в ГИТИСе. Причем вместе тогда жили студенты балетмейстерского факультета, режиссерского, актерского, музыкального…
Помню, как приезжал к сентябрю и занимал комнату. Собирались шкафы, тумбочки, кровати, создавался по крупицам уют, но все это – ровно на год. За лето все куда-то расползалось, и к новому учебному году приходилось заново «вить гнездо», вставлять новый замок и обживать пространство. С нами училась узбекская студия. Ребята, помню, делали в огромном казане узбекский плов. Это было что-то потрясающее, вкусное и благоухающее! Однажды они отвлеклись, когда плов был уже готов, и казан пропал – его украли. Всю общагу перевернули, но плов так и не нашли!
А еще в общежитии жили вьетнамцы, они жарили селедку. Рыбу покупали, клали за окно, и когда она уже была с душком, жарили. Запах стоял на кухне роскошный! С нами учились туркмены, киргизы, казахи – столько прекрасных людей. Это было особое братство… В складчину готовили, в складчину покупали недорогой портвейн. Мы жили в одной комнате с актерами Сергеем Газаровым, Роланом Макаровым (он играл у Константина Райкина), Витей Сарайкиным (он сейчас работает в Киеве).
– Сразу вспоминается картина «Ширли-мырли», в которой вы сыграли милиционера. Близнецы, которых жизнь раскидала по свету, повзрослев, ссорились исключительно по национальному признаку…
– Вот этого, когда мы жили в общаге, вообще не было. Мы не знали формулировки «лицо кавказкой национальности». У меня столько друзей в разных республиках! Еще живя в СССР, объездил в процессе съемок многие города. Люди творческие – они вне национальности. Нашей родиной был Советский Союз, мы им гордились.
– Сергей, вы как артист сегодня очень востребованы. Нет ли страха остаться когда-нибудь за бортом профессии?
– Такой страх есть у каждого актера. Но как и когда тебя востребует профессия – неизвестно. Вот Владимир Ильин начал сниматься только в 40 лет, став очень популярным. У актеров есть фраза – «то густо, то пусто». Сегодня у тебя много работы, ты куда-то летишь и жалуешься, что устал от бесконечных самолетов, поездов, от дороги. А завтра – бах, и перерыв! И начинаешь нервничать, что тебе не звонят, не зовут. У самого знаменитого актера есть страх, что он станет никому не нужным. Профессия такая, что не мы выбираем, а нас.
– Устаете от популярности? Как реагируете, когда вас узнают в метро?
– Сейчас редко езжу в метро. Только если есть пробки, а нужно куда-то быстро доехать. Сейчас такое время наступило, когда имидж диктует свои правила: машина должна быть определенной марки, квартира в определенном районе… Но я – не из этой истории. Уверенно чувствую себя и во дворце, и в шалаше, и в палатке. Вот недавно был в гостях у одного очень известного человека, который только закончил шикарный ремонт. Зашел и понял, что ремонт сделан для гостей, а не для себя. Жить в этой квартире невозможно!
– В чем это проявляется?
– Ну, представьте себе шикарную гостиницу. Заходишь и прекрасно понимаешь, что проживешь здесь недельку, другую, а потом – домой. И дома будет лучше, уютнее! Пусть это будет простая двухкомнатная квартира, но она – такая уютная, там хочется сесть за стол под абажуром, пообщаться с близкими, с друзьями, выпить чаю или водочки. В той же квартире все было ориентировано на прием, чтобы гости видели, какое у хозяина то, другое, третье, и оценили бы материальные вложения. Дом надо создавать так, чтобы тебе самому нравилось. Чтобы там присутствовал твой стиль, чтобы дом мог что-то рассказать о хозяине, о его вкусах. Сейчас куда ни зайдешь – везде одинаковый евроремонт, особенно в ванной, отличающейся только цветом плитки. Я слово «евроремонт» слышать не могу.
– То есть сами ремонтируете квартиру?
– Начинали сами. И не думали про ремонт, хотели навести косметику между съемками. Но съемки валились на голову неожиданно, как всегда. А у друга оказались свободные знакомые рабочие. Ребята – умельцы из Тулы. Причем как в сказке: двое из четверых – левши. Им так нравилось работать у артиста, что они что-то все время придумывали на ходу, экспериментировали, и все делали аккуратно. Уже прошло пять лет, но все осталось как новое. Потому что сделано с душой.
– Сами выбирали компоненты интерьера?
– Мне важно было, чтобы глаз в доме отдыхал, наслаждался естественными оттенками, чтобы было много воздуха, света. Чтобы присутствовало ощущение легкости, без нагромождения шкафов или мебели. Чтобы было много цветов, зелени.
– Вы разводите цветы?
– Да. У меня даже было большое кофейное дерево, которое вырастил за 14 лет из зерна, и которое давало плоды. Зернышко подарил актер Владимир Иванов из Вахтанговского театра. Люблю повозиться с цветами, поливать их, разговаривать с ними. У нас всего цветка два покупных. А все остальные выросли из семечка или отросточка. Говорят, что цветок надо украсть и посадить. Нравится процесс, когда цветок растет, когда с ним что-то происходит. А потом – раз – и зацвел! Был смешной случай: мы съели авокадо, а то, что осталось, посадили. Авокадо проросло, прижилось и разрослось. В книге по цветоводству прочитал, что авокадо в домашних условиях никогда не цветет, этого не может быть! Мы с женой утеплили лоджию и сделали там мини-сад. И вот однажды выхожу в этот садик и чувствую странный запах, похожий на кофе. Смотрю на авокадо, а оно все в желтых маленьких цветочках. Фантастика!
– Наверное, чем-то особенным его подкармливали?
– Да ничем особенным, я с ним общался, разговаривал. Просто бывают «зеленые руки», а бывают «не зеленые». Вот кому-то даришь кофейные зерна, и они у него прорастают. А кому-то даришь – они загибаются. Все зависит от человека, насколько он любит живое, и насколько его любят цветы и растения.
– Теперь мне понятно, что вы вовсе не случайно в детском фильме «Повелитель луж» сыграли Водяного. Это не только был самый обаятельный российский Водяной, он еще и самый добрый, с зелеными руками, и растения его просто обожали… А каким образом в вашей семье появился этот большой и толстый кот?
– Когда дочка Катя была маленькая, она хотела собаку. Но в 1998 году у кошки в семье наших друзей родились котята. Нам подарили котенка. Хотели назвать его Дефолтом! Но потом все-таки сжалились и окрестили Батиком. Коту уже восемь лет. Мы к нему очень привыкли. Бывает, что из-за него и из-за цветов мы не можем уехать все вместе отдохнуть.
– Как вы познакомились с женой?
– С Зоей мы познакомились случайно. Я работал в театре на Малой Бронной у Сергея Женовача вместе с Ирой Розановой, Сережей Качановым. И моя приятельница актриса Надежда Маркина дружила с моей будущей женой Зоей, работавшей реквизитором в театре на Таганке. Надежда Маркина нас и познакомила. Это было двадцать лет назад. В 1986 году у нас родилась Катюха.
– Какие праздники в вашей семье отмечаются регулярно?
– Новый год, Рождество, Пасху. Яйца красим, куличи печем… Дни рождения любил в детстве. Чтобы было много народу и много подарков. Сейчас приходят самые близкие.
– Что в семье ваших родителей подавалось на стол, и что перекочевало в вашу семью?
– Холодец и пельмени. Я с Урала, и там холодец, шаньги, пироги с капустой в очень большом почете. А из Сибири пришли в нашу семью пельмени. Помню, когда мы познакомились с Зоей, то на первый Новый год, который встречали вдвоем, мы лепили пельмени. Научил жену их делать. А еще – холодец и капустные пироги. Это то, что к нам перекочевало из дома моих родителей. И наши гости теперь говорят, что подобного холодца они никогда не ели. Актерская компания, работавшая под руководством Женовача, на протяжении 11-ти лет собиралась у нас в гостях на моем Дне рождения. Мы дружили, это были лучшие годы. Помню, когда однажды мы не успели приготовить капустный пирог, это было всеобщее дружеское разочарование!
– Сергей, о чем сегодня мечтаете?
– Чтобы было здоровье у меня, у близких, чтобы все было хорошо в нашем доме. И чтобы всегда была работа…

Беседу вела Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация