23:30:44
11 апреля 2021 г.

Никас Сафронов: «Вспоминаешь не жилище, а двор, друзей, первую драку, первый поцелуй и лицо мамы»

В гостях у звездыПоэт Игорь Исаев рассказывает о своем друге, художнике Никасе Сафронове, так: «Скромное, почти потаенное обаяние притягивает к этому человеку очень многих людей — от президентов великих держав и бизнесменов транснационального уровня до простого безыскусного обывателя, от звезд мирового шоу-бизнеса и элиты европейского классического искусства до только вступающих в мир творчества учеников художественных школ. Никас, прежде всего, удивительно прост, полностью лишен помпезности и холодного, надменного величия живого классика…»Корреспондент «КР» побывала в гостях у художника, профессора, академика, действительного члена Международной академии искусств Никаса Сафронова.
Вид на детство
– Никас, что для вас означает ДОМ?

– Дом, в высоком понимании этого слова, – это дом высокий (смеется). Лучше, двух – трехэтажный. Жить в доме, где много соседей – это утомительно. Потому что с ними надо выстраивать отношения.
И поэтому дом должен быть индивидуальным, еще лучше с участком, и тут ты – сам себе режиссер. Вот в таком доме жить приятно, куда можно приглашать друзей. Хорошо в доме иметь приемную комнату, где люди могут отдохнуть, и ты можешь им что-то показать интересное. И неважно, пишешь ли ты картины, собираешь ли марки или брелки от машин. Но все это работает на твой некий приятный внутренний момент. Во-вторых, дом – это твоя крепость, где ты должен чувствовать себя защищенно, спокойно. Кто-то охраняет себя, ставя двойные двери, кто-то нанимает охрану, которая дом охраняет, или заводит огромную собаку. Дом – это микромир, и это твой покой. В нем надо жить так, чтобы даже не выходя из него пять лет, ты, вдруг, неожиданно обнаружил бы, выйдя из него, что война уже закончилась.
– А помните ли вы родительский дом?
– Я тут на Пасху встречался со своим старшим братом, который тоже живет в Москве. И стал ему рассказывать, что меня в последнее время преследует воспоминание по поводу бараков, где некогда родился.
Это было давно, в Ульяновске. Бараки, где мы жили и где я провел раннее детство, построили немцы для рабочих автозавода. Мой отец – военный – приехал с Сахалина, где он служил, а мама была ссыльная там же из Литвы, где их семью раскулачили. Они там, на Сахалине и познакомились, и отец привез маму в Ульяновск, откуда был родом. Нас на первое время поселили в этих бараках: не было еще у нас ни квартиры, ни дома. Шел конец пятидесятых. Вот там я и родился. И несколько раз мне снился вид на это детство, причем там же все время пытался вспомнить, как это все выглядело. Стал просить брата помочь мне, и он нарисовал план, где была река, где стояла трамвайная остановка, и где – наши домики. Это, пожалуй, и есть самое дорогое детство, в которое нельзя вернуться, но так хочется! Это самое ценное, где бы ты ни родился – в лесу ли, в землянке, во дворце, «сталинском» доме или просто «хрущевке». Потому что помнишь не квадратные метры своего дворца или другое жилище, а свой двор, своих друзей, первую драку и первый поцелуй, лицо мамы, улыбающейся тебе, лежащему в кроватке.
– А какая атмосфера была в доме ваших родителей?
– Мы, как и все, отмечали праздники и общие, дворовые, и личные, такие как дни рождения. Я, например, в детстве мечтал быть поваром. Знаете почему? Потому что видел, как устраивались эти застолья в наших дворах. Два или три барака собирались, когда кто-то женился, например, и накрывали столы. Я хорошо запомнил и отпечаток в салате или в рисе какого-нибудь лица – можно просто гипсом заливать и маску этого лица получать. Это меня тогда страшно возмущало! И я себе говорил: «Нет, я буду, конечно, поваром! И я буду красиво подавать еду!» Мне почему-то казалось, что если я займусь этим делом, то пьяных в салатах не будет! Это было года в четыре.
А еще у меня было четыре старших брата. Я был младший, и они меня колотили больше всех. Но когда возникали сложности с соседскими мальчишками, то мои старшие братья все вставали на мою защиту и давали дружный отпор. У меня, кстати, есть еще и младшая сестра. Мать была верующая, да еще и медиком, а аборты в то время после войны запрещались. Родители считали, что сколько Бог детей послал, столько и надо поднимать. И радоваться этому.
В конце концов, случилось так, что мы всей семьей переехали в отдельный финский домик, где было очень приятно и вольготно жить. Там был огород, собаки носились по двору, мать гонялась за ними, ругаясь. А вдоль забора этого огорода росла своя малина.
Пиратская мечта
– На смену вашей детской мечте быть поваром пришла другая мечта?

– Я в детстве много читал. К двенадцати годам буквально зачитывался книжками о пиратах и страшно хотел стать пиратом. Это была самая долгая мечта, аж до 16 лет. Следуя ей, я из Ульяновска поехал в Одессу поступать в мореходку. Пришлось жить в общежитии, где было много таких же, как и я мечтателей-пиратов. Постоянные пьянки, гулянки, драки всевозможные. Я искренне мечтал о собственной комнате хотя бы размером метр на метр.
А тут тетка из Ростова-на-Дону уехала по контракту в Сибирь какврач и оставила мне целый дом. В то время дух дальних странствий во мне поостыл, я понял, что современные пираты – не чета старинным. И переехал в Ростов, начав жить самостоятельно. Это было очень необычное ощущение: ты предоставлен сам себе. Раньше, дома, одна комната делилась на шесть человек, а теперь я был один в большом четырехкомнатном доме.
Я всерьез задался вопросом, чем же заняться в жизни дальше. Вспомнил, что в школе неплохо рисовал. Собрав школьные рисунки, отправился поступать в художественное училище. Меня сначала активно не хотели брать. Но потом один из педагогов что-то увидел во мне, и меня приняли на месяц с испытательным сроком. В результате, на втором курсе я был одним из лучших учеников. Так, сам не мечтая с детства, стал художником.
Художник должен жить в Москве
– Когда вы почувствовали, что состоялись как художник?

– В начале 4 курса института со мной произошла странная, почти мистическая вещь. Увидел сон, что, хожу по галерее и вижу, как в ней висят мои картины, которые я еще в реальности не написал. Проснулся и понял, что вот оно, свершилось! И начал работать, написал два десятка картин, которые увидел во сне, и после этого сделал выставку в одном кинотеатре Вильнюса. Почти всю выставку купили. Заработал по тем временам огромную сумму – 3 500 рублей, а моя стипендия была 30 рублей в месяц. Чувствовал себя миллионером. Потом ушел в «академку» и занялся бизнесом. Через год купил себе квартиру. Но очень бойкая старушка продала эту же квартиру еще пятерым людям. Года полтора доказывал, что являюсь законным владельцем этой жилплощади. В итоге, она осталась за мной. Но осадок был от этой истории настолько сильным, что я решил переехать в Таллинн – это был по тем временам единственный европейский город в СССР. Моей мечте не дано было сбыться: умные люди подсказали, что, если я хочу состояться как художник, по большом счету, то надо переселяться в Москву. И я поменял квартиру в Вильнюсе на московскую. И снова не обошлось без обмана! Мне при обмене сказали, что в новой квартире будет прописан еще один человек, но что он там не живет.
И когда я приезжал, смотрел, он действительно там не жил. Но как только въехал, поменяв свою полуторку с телефоном, выяснилось, что я приехал в коммуналку. Я прожил рядом с соседом в Теплом стане три года. А потом дал взятку председателю кооператива, чтобы тот нас расселил. И нас расселили: я оказался за свои же деньги на первом этаже в квартире без телефона, а мой сосед сумел доказать свои права на третий этаж с телефоном, мотивируя тем, что он в столице на полгода больше живет, чем я. Это было очень обидно. У нас с ним состоялся серьезной мужской разговор в прилегающей к дому лесной зоне. Я его просто побил.
Но у меня всегда была мечта жить в центре. В итоге, у одного эмигранта, отъезжающего в Израиль, купил квартиру на углу Малой Грузинской и Большого Тишинского переулка. Это был прекрасный период в моей жизни. В ту квартиру приходило большое количество клиентов, друзей. Туда приезжала Софи Лорен, с которой мы дружим до сих пор.
А потом узнал, что на Пушкинской площади, в доме, где находится «Лакомка», продается квартира. Я ее, не долго думая, купил и стал делать ремонт.
– Ремонт делали сами?
– С помощью одного клиента, который купил у меня картину и не мог никак рассчитаться. В итоге, вместо 3-х месяцев и 40 000, которые он был мне должен, он делал мне ремонт 2,5 года и взял с меня 80 000.
И вот там у нас была съемка с Таней Васильевой для одного спектакля. После съемки Таня пошла в душ, открыла кран, в джакузи вырвался хомутик, держащий шланг, и полился на пол кипяток. Вода лила семь часов. Когда я или Таня звонили во всевозможные ДЕЗы, нам отвечали: «Платить надо больше рабочим!», и бросали трубки. Не хотели разговаривать, так как это была пятница накануне праздника 850-летия Москвы. В итоге нашелся все-таки какой-то пьяный слесарь-сантехник. Мы спустились с ним в подвал. И я увидел, что мой дом весь стоит на гнилых трубах и сваях. Я, скажу честно, очень перепугался: мой дом, как в Венеции, стоял на воде. И когда все отремонтировал через три месяца, то, от греха подальше, продал квартиру. А деньги $350 000 положил в банк, уверенный, что быстро куплю на них хорошую квартиру. Но когда я через три месяца нашел жилплощадь и пришел в банк, то денег моих не оказалось! Банкир их попросту украл. Я был очень расстроен, но денег так и не вернул. А через 10 дней случился дефолт.
Рассказываю это для того, чтобы подчеркнуть еще раз, как все мы в нашем государстве незащищены. И надо понимать, что если ты отдаешь деньги в частный банк, то считай, что ты дал их взаймы малознакомому человеку. Я поехал работать в Баку, потом в Турцию. И восстановил деньги.
Ну, а потом узнал, что продается квартира в том доме, где мы сейчас с вами сидим, то есть в Брюсовом переулке. Мне очень понравился вид с крыши. Я решил взять под пентхаус крышу. А эту квартиру на первом этаже купил уже позднее, чтобы контролировать ремонт. В результате, вот уже два с половиной года живу здесь. А наверху все идет ремонт.
Человек, женатый на профессии
– Ну, а вам самому приходилось работать дрелью или перфоратором?

– Мне ничто не чуждо. Человек – академик ли он или водитель – должен уметь забивать гвозди. Потому что надеяться все время на кого-то чужого – глупо.
Но вообще-то, я не сторонник того, чтобы «голь была на выдумки хитра». Все-таки каждый должен заниматься своим делом. Человек не обязательно должен окончить институт, но он должен знать досконально свою профессию и все время осваивать ее. Каждый год художественные институты выпускают до 10 000 художников, и они непонятно куда исчезают в миру. В Москве только 300 000 художников. Чем они занимаются, никто не знает. Состояться как художник очень сложно. Часто люди получают диплом и не умеют рисовать. В свое время я ушел с 4 курса и поехал в Италию, в Голландию. Там жил долгое время, изучал дотошно искусство. Знал, это – профессия, которую люблю и хочу ею заниматься всецело. И она меня не только кормит, но и приносит удовольствие. Чтобы состояться, надо любить свою профессию, надо ей отдаваться целиком.
– А вам не одиноко?
– Моя профессия, если хотите, это моя Жена, которой я изредка изменяю с другими женщинами. Но каждый раз все равно возвращаюсь к ней.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация