08:26:10
22 ноября 2024 г.

Левая церковь Ильича

Путеводитель по МосквеВсе-таки сам Столешников переулок здесь – от пересечения с Большой Дмитровкой до Петровки, где жили когда-то ремесленники, ткавшие скатерти-столешники. А во второй половине XIX — начале XX века в переулке не было положительно ни одного окна и двери, где не велась бы какая-либо торговля.
На Пасхальной неделе сюда съезжался весь город – в магазинах открывалась «продажа остатков», предтеча нынешних распродаж. (Это и сейчас переулок магазинов, только вряд ли в нынешние бутики станут стремиться толпы со всей Москвы). Присоединенный позже, в 1922 году, к Столешникову кусок, ведущий к Тверской (бывший Космодамианский переулок), дух имеет совсем другой. Начатый странным триумвиратом – мэрия – Юрий Долгорукий – церковь Космы и Дамиана, – он оканчивается серой унылой коробкой бывшего Института марксизма-ленинизма. Перед зданием сидит крепко задумавшийся Ленин, озирает ход истории, начиная с хвоста коня Юрия Долгорукого и заканчивая победно краснеющей мэрией. Церковь при обзоре у Ильича остается слева, что характерно.
Разнообразие в эту строгую историческую цепь вносит загадочная надпись на угловом (Столешников-Тверская) доме: «Международный банк Азербайджана * Москва».
Все зеленое
Но и на этом официозном отрезке втиснут некий кусочек, преддверие Столешникова. Визитной карточкой, заявкой на последующее, спрятался за городской усадьбой 18-го века ресторан «Гиляй». Правда, единственной данью великому москвоведу в нем – жюльен «от Гиляя», в остальном все больше французский луковый суп. Но все-таки предупреждение получено: места эти с Гиляровским, автором книги «Москва и москвичи», связаны накрепко. А раз так, разумеется, нельзя себе отказать в удовольствии, проигнорировав выставленные на обозрение туристов фасады, унырнуть в расположенную поблизости подворотню и утонуть в оттенках зеленого. Пастельную салатовость четырехэтажного дома, расчерченного победно вздымающейся водосточной трубой, ненавязчиво подчеркивает строго зеленый мусорный контейнер и старый, подтепленный ржавчиной, зеленый же «Жигуль» – удачная находка незримого дизайнера. Высовываем нос наружу. В знак неслучайности происходящего с перекрестка лукаво подмигивает зеленым глазом циклоп-светофор.
Телячья нежность агента-провокатора
Вот, собственно, и Большая Дмитровка, знаменующая начало старого Столешникова. Прямо с порога можно начать подозревать, что попала в Европу. Особенно, если дело происходит вечером и высвечено ровно то, что безупречно, остальное же по-хозяйски спрятано тьмой.
Вот двухэтажный желтый дом на углу – салон «Луис Вуиттон».
Желтый двор, кружевные козырьки, ненавязчивые звуки скрипки. В дальнем углу – пивной ресторан-бар «Яма». Перебравшись через загадочного вида арматуру (видно, забытую декораторами, строившими Европу), с упоением читаем меню: «Не поваляешь – не поешь», кальмары копченые и ароматные «Владивосток – Москва», фирменное горячее «Большое свинство», «Леденящая душу ностальгия» (всего лишь жареная ледяная рыба), лангет «Телячья нежность»…
В другом углу двора дамы в чулках и цилиндрах под броской вывеской «Агент-провокатор» демонстрируют пикантное женское белье. При выходе на улицу – нечто вроде террасы, винтовая лестница неземной красоты.
Не считая железок, неправдоподобно окультуренный двор – не Москва! Даже маленькие ели и прочие деревца лишены родной дикости.
Охранная пастораль
Ностальгически напевая «А по брусчатке конница идет…» движемся дальше. Очень цельная сторона, вся из бутиков, двухэтажная. Переулок пешеходный, оттого нет тесноты, кажется – свободен и широк. Витрина скупки-ломбарда роскошью не уступает прочим: бронза, серебро – это вам не старуха-процентщица! На балконе над магазином пара лысых манекенов без лица высматривает несуществующими глазами что-то на другой стороне улицы. Над ними, на крыше, реет деревце. Обувь. Гордый зеленый лакированный сапог до колена в сопровождении задорной зеленой сумки. Рядом полуотвернулась кокетливая зеленая туфелька.
Прогуливаются-покуривают мальчики-охранники в костюмах. Длинная витрина полна платиновых блондинок в длинно-розовом и белом. Не наши девушки – нашим бы такими сплошь бело-розовыми сохраниться не удалось.
Сладкая N от Диора
В безукоризненную цивильность врывается звон расстроенной гитары, сопровождаемый пением сомнительного качества, зато пронизанного энтузиазмом. Длинные волосы гитариста при каждом аккорде ввинчиваются в зеленую ветровку. На углу, у «Диора», рыжий парень самозабвенно орет «Сладкую N» Майка Науменко так же несовершенно, как это делал сам мэтр – один из основоположников русского рока. Неужто найдется ему здесь родная душа, что положит денежку в футляр от гитары?
Выход на Петровку знаменует перекличка стоящих в пробке машин. Громко протестует против затора маленький красный «Жучок-Фольксваген» с решительной серией «хук» на госномерах.
С угла на эту бурную жизнь взирает без эмоций белая часовня, поставленная вместо церкви Рождества Богородицы, выстроенной в основе своей в 1650-х годах, в 1925-м реставрированная и почти тут же снесенная. (По имени этого храма Столешников когда-то называли Рождественской улицей).
Вернемся к первоисточнику?
Пьеро, Гоголь и страус-металлист
В угловом доме №13/15 когда-то размещалась гостиница «Марсель». Современники вспоминали, как живший в ней в канун революции Александр Вертинский выходил из дверей с густо набеленным лицом в костюме Пьеро и шествовал в толпе поклонниц к театру в Петровских линиях. Скольких дам тогда сводил с ума его капризный картавящий голос: «в банаааново-лимооонном Сингапуууре…».
На здании нынешнего Банка Москвы, видно, в память о старейшем магазине оставлена вывеска «Меха». МВидео. Смотрящийся случайным гостем средь витрин МНИИТЭП…
У входа во двор дома №11 дежурит собранный из металлических штуковин страусенок – головой в подворотнин потолок. Полный двор деревянных столов. Задником – небольшая эстрада. Слева навес, под ним разномастные абажуры покачивают бахромой, на металлических столбиках понавешаны неожиданные предметы – нижняя часть от кукольной коляски, металлический остов маленькой кровати. Крутая лестница-полутрап ведет к балкону, с которого, будто с детства там рос, свисает велосипед. Здесь непринужденно расположился клуб Гоголя, где в пять утра страждущим подают овсянку.
Вываливаемся обратно в цивилизацию, к чинно расположившейся в витрине мужской обуви. Сзади, за спиной, надрывается гитарист.
Французский двор Гиляровского
Бутик, посуда. Красиво и пусто. К одинокому посетителю кидаются со всех концов. В следующий двор ведут две арки. Вдоль, деля пространство ровно пополам, лежат трубы. Пахнет свежеструганным деревом. Посередине – дом, как утверждают, самый старый в переулке. В окнах его – абажуры, абажурчики, абажурята, абажурища. Вечером, идя по их свету, как раз попадешь к входу в магазин «Вещицы в Столешниках». Но к нему можно выйти и напрямую, из другой, левой, разукрашенной огнями и вывесками арки, где салон красоты, оружейный магазин, французский ресторан…
Может быть, таким образом увековечена память владельца этого участка начала XIX века, француза Жана Ламираля – одного из лучших в Москве учителей танцев? Позднее участок разделился надвое. В левой виноторговцы Леве построили дом №7 (1903 г.) с известным винным магазином, в правой в 1874 году возвели ныне существующий дом №9.
В доме №9, строении 5, почти полвека прожил великий знаток московской «изнанки» Владимир Гиляровский. «Удивительно, – писал Паустовский, – как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, площадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы».
Буквально вся Москва, такая разношерстная и разноуровневая, перебывала и в его квартире. Вот и двор этот, кажется, воплотил все срезы времен, весь контраст европеизированного, суперсовременного, но упорно проглядывающего
из-под позднейших наслоений то одним, то другим краешком старого нашего города.

Гуляли Мария Кронгауз и Елена Головань (фото)

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация