Москва, что резина: и уплотнят, и ввысь вытянут!
В советские времена генеральные планы развития столицы готовились и утверждались десятилетиями. В них, в соответствии с четкой плановой экономикой СССР, были прописаны все «мелочи большого города» – вроде того, какой дом должен быть возведен в таком-то переулке. Современный генплан устанавливает для столицы лишь рамочные или зональные пути развития.Создавался он в рекордно короткие для подобных документов сроки – всего за год. Основное его отличие от предшественников в том, что здесь нет директив, одни рекомендации. И хотя в нем расписано развитие Москвы до 2020 года, в основу легли еще преддефолтные данные и цифры. Разумеется, в то время невозможно было предусмотреть ни нынешнего строительного бума, ни увеличения числа авто и, как следствие, – гаражей и парковок, ни колоссальной миграции населения из других регионов.
В качестве основных направлений городской планировки Генплан прописал сохранение и развитие исторического центра и территорий природного комплекса, реорганизацию производственных территорий (что в обиходе получила название «вывод промзон»), реконструкцию и развитие жилых кварталов и т. д. То есть в основу плана положен принцип именно комплексного развития.
В последнее время наблюдается некий перекос в сторону увеличения объемов строительства жилья. Всего к 2020-му году в столице должны построить 235 млн. кв. м жилой недвижимости. В случае максимального использования резервов (где уплотняя застройку, где «вытягивая» ее в высоту), – все 260 миллионов. Однако уже к 2005 году в Москве возведено 195 миллионов «квадратов», и темпы строительства все растут.
«По некоторым направлениям Генплана город идет с опережением, – признает первый заместитель мэра в столичном правительстве, руководитель Комплекса экономической политики и развития г. Москвы Юрий Росляк, – но Генплан позволяет это сделать. На его основе разрабатываются основные городские программы, в частности, программа жилищного строительства.
Действительно, у нас сегодня колоссальное отставание по обеспечению города транспортными и инженерными сетями. Как подчитали специалисты НИиПИ Генплана Москвы, если существующее положение вещей сохранится, то установки Генплана по развитию транспорта будут выполнены к… 2065 году, по инженерии – к 2040-му!
В любом городе нужно решать два основных вопроса: где жить и где работать? Желательно, говорит Валерий Беккер, замдиректора по экономике градостроительства НИиПИ Генплана, чтобы эти места не были далеко разнесены друг от друга. Сейчас столица находится в непростой ситуации, когда ей нужно решать накопившиеся проблемы, координировать различные городские программы и требовать от инвесторов комплексной застройки районов. «Нужно строить инфраструктуру, а не жилье, – убежден В. Беккер. – Дома построит инвестор. А сейчас он сидит и выгадывает, как можно сэкономить на возведении дополнительных объектов, то есть на гаражах, школах, поликлиниках и т. п.».
Земельных ресурсов в городе практически нет – это давно уже стало аксиомой. Наиболее «легкие» и инвестиционно привлекательные земли давно уже разобраны, и теперь внимание инвесторов-застройщиков обращено на территории, на которые в былые времена они даже бы не взглянули. По всеобщему признанию, процесс их вывода становится необратим. Но Москву нельзя оставить без научно-производственного потенциала! Столица не может превратиться в большой жилой район с развитой сферой обслуживания и туристическими центрами. Москва всегда была и должна остаться крупным научным, производственным и культурным центром.
В апреле Московская городская Дума приняла закон о Генплане. Теперь этот документ официально утвержден. Правда, в нем есть один раздел, который пока не согласован с Федерацией, – тот, что определяет, как именно Москва должна выполнять свои столичные функции. Зато депутаты одобрили идеологию документа – систему зонирования территории, в рамках которой и предполагается учитывать все возможные городские функции, а также поведение застройщиков.