«Ракушки» спрятались, «пеналы» сгинули
Мука-мученическая для представителей местных властей и работников коммунальных служб – самовольно поставленные во дворах, вблизи подъездов «ракушки» и «пеналы», легкие укрытия для автомобилей. В иных микрорайонах их скапливается столько, что люди вынуждены пробираться к своему дому, как по подземному лабиринту: неба за гофрированным и катаным металлом не видать. Борются с этими объектами повсеместно. Однако не везде удается достичь результатов, которых достигают в Северо-Западном административном округе столицы.Бурный поток
С одной стороны, можно, конечно, понять и автовладельцев. Раз оставишь машину на улице – обойдется, два, а в третий… Гарантий никаких, могут увести так ловко и тихо, что глазом моргнуть не успеешь. Ворье освоило любые противоугонные системы, «гасит» их запросто, перепиливает самые прочные металлические «хомуты», стопоры педалей и руля. Бывает, автомобиль просто грузят на платформу и увозят. Правда, в такой ситуации и «ракушка» с «пеналом» не помогут – вместе с ними и уволокут.
«Несанкционированные» гаражи-времянки мешают не только пешеходам. В четырех случаях из пяти пожарные не могут вовремя добраться непосредственно к «очагу возгорания» со всей необходимой техникой именно из-за «ракушек». Они стопорят движение газоаварийных машин. Из-за металлического тента на теплотрассе крохотная протечка через достаточно непродолжительное время превращается в бурный поток с температурой в 500–700 градусов по Цельсию.
Слесарь-ремонтник Валерий Гаврилович Тихонов, лицо непосредственно заинтересованное, рассказывал мне:
– Показала у диспетчера на компьютере «тревожная линия» протечку на улице Расплетина. Приезжаем. Ручеек течет прямо из-под «ракушки». Что делать? Вскрыть без хозяина и оттащить в сторону? Так он тебя потом по судам затаскает, найдет свидетелей, которые расскажут, что у него в гараже запчастей на миллион рублей лежало, и купит за счет государства вместо своей ржавой железяки новый «мерседес». Такие случаи бывали.
У нас как-то бригадир «аварийки» распорядился «ракушку» сдвинуть вместе с машиной и написал на ее стенке краской: «Кто и когда разрешил установку? Немедленно убрать!» Завариваем трубу, а тут владелец явился, начал права качать, за участковым милиционером побежал. Ну, тут у частника промашка вышла, мы с помощью милиционера от него и отбились-тоѕ Я вам разных адресов столько надиктую, что бумаги не хватит записывать. Но сейчас с нахалами начали бороться жестче…
И уговорами, и штрафами
В СЗАО не любят начинать ни одно дело без предварительного (и весьма тщательного) анализа проблемы. Поэтому для начала подсчитали темпы роста самовольно установленных автотентов и четко определили географию их размещения по районам и кварталам округа. Цифры вышли ошеломляющими. Оказалось: на всех официальных – открытых и закрытых автостоянках помещается менее половины от общего количества зарегистрированного на Северо-Западе автопарка частных машин. Прирост – до 20 тысяч единиц транспорта ежегодно. За несколько месяцев может появиться от 10–12 до 17 тысяч новых «ракушек» и «пеналов».
Определили также, что наиболее интенсивно браконьерское гаражное строительство ведется в Митине. Там среди новоселов немало состоятельных людей, привыкших ездить иномаркой, извините за натурализм, чуть ли не в туалет, покидающих салон автомобиля у самого подъезда. Там едва не дошло до самого настоящего бунта жителей, пригрозивших снести недозволенные автостроения вместе с их хозяевами и квартирами. Вспышку народного гнева власти округа погасили. А с каждым «наездником» провели индивидуальную воспитательную работу. Одни вняли голосу разума и убрали авто на платные стоянки (когда есть «мерседес», то аренда одного машино-места в паркинге – копейки в сравнении с его ценой). С другими пришлось поступить круче, выписав им серьезные штрафы и предписания убрать свои «крыши» в течение 72 часов. Да, даже наши несовершенные законы при умелом пользовании ими позволяют создать нарушителям сладкую жизнь, от которой «богатые тоже плачут».
Однако исключительно карательными мерами проблему в целом не решить. Это в префектуре СЗАО понимали и понимают. Что возьмешь, скажем, с пенсионера, который не надышится на свой древний «запорожец», «москвич» или «жигуль», а саму «ракушку» купил у деятелей по заготовке вторсырья? Загнать его тент в такой дальний угол округа, куда старик до конца дней своих не добредет, не доедет? Так не пойдет, не по-человечески. Или другой момент. Автотенты устанавливают чаще всего в темное время суток, времени это требует самый минимум. Что – на всех «гаражеопасных» направлениях еженощные засады держать? Никакой милиции и никаких «коммунальщиков» не хватит.
Экономика вместо карательных мер
Поэтому с учетом всех обстоятельств разработали целый ряд окружных документов, комплексную программу развития и благоустройства гаражного комплекса в целом. Кстати, правительство Москвы тут же (около полутора лет назад) поддержало эту программу своим постановлением № 273 «О работе районных управ Северо-Западного административного округа по упорядочению размещения нестационарных объектов и созданию условий для хранения личного автотранспорта жителей районов». Определили самые болевые точки, предложили серьезные меры, чтобы «безлошадное» большинство не страдало, но и моторизованную часть населения совсем уж не притеснять.
Разумеется, все тенты, выросшие на теплотрассах, в охранных и заповедных зонах, на детских и спортивных площадках подлежали немедленному сносу и переносу. Созданное в порядке эксперимента государственное унитарное предприятие «Гаражно-стояночное управление Северо-Западного административного округа» (ГУП ГСУ СЗАО) бралось помочь в этом самом переносе. Конечно, предписать владельцу проще: «Перенести в такой-то срок, в противном случае…» Однако тут же кроется реальная почва для конфликта. Не проще ли предоставить людям дополнительную услугу? Проще. Автовладелец может обратиться в районную управу и, оплатив услуги по тарифу, установленному коллегией префектуры СЗАО, воспользоваться погрузочной техникой и транспортом для перемещения «ракушки» в разрешенное для ее установки место. Плата за землю, само собой, – отдельная.
Стройкомплекс Москвы совместно с префектурой и новообразованным предприятием разработал, привлекши Департамент экономической политики и развития столичного правительства, предложения по предоставлению рассрочек платежей тем людям, которые честно покупают место для «железного коня». Неважно, где это – в «ракушке», много – или одноэтажном подземном (наземном) гараже, паркинге, на стоянке. Разработан механизм сдачи в аренду мест в разного рода гаражных многоэтажках, построенных на средства из городских источников. Не забыли и об ипотечном кредитовании гаражного строительства.
Дирекции единого заказчика получили право выдавать разрешения на установку передвижных гаражей в соответствии с распоряжениями глав районных управ. Эти же дирекции получают с автовладельцев плату за оформление разрешений и пакета других документов на право аренды или собственности. Деньги поступают в фонды финансовых ресурсов района, аккумулируются для целевого использования – средства идут на снижение затрат при строительстве многоэтажных гаражей всех типов и на помощь малообеспеченным москвичам в приобретении мест в таких гаражах и паркингах (вспомним стариков с их раритетами на колесах). Инвалиды Великой Отечественной войны от всех видов оплаты освобождены. Равно как и люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и легочной патологией.
Впоследствии выяснилось, что полученные средства достаточно велики, что часть из них можно безболезненно для развития гаражного комплекса направлять на общее благоустройство округа, отдельных его районов и микрорайонов.
Ну, а что делать, если возникла ситуация, когда необходимо изъять земельный участок из-под абсолютно законно установленной «ракушки» для городских или окружных нужд? В этом случае, как и в случаях незаконной установки тентов, глава управы обязан выдать владельцу машины и тента предписание за месяц до намеченной даты переноса. «Владельцу в законе» предложат на выбор несколько удобных точек для новой установки тента неподалеку от его жилья и базирования прежней «ракушки».
С «захватчиками» церемонятся меньше. Новое место, естественно, могут выбрать и эти люди, в остальном – извини-подвинься. Не вывезешь «крышу» в течение месяца – автомобильную «квартиру» переместят без тебя, принудительно. Временные стоянки для хранения таких тентов и машин созданы, оплата за услуги взимается с хозяина.
До полной идиллии в СЗАО, сами руководители префектуры это отмечают, пока не дожили. Но в целом вздохнули с некоторым облегчением.