Погром на Рогожской
25 апреля, в 6 часов вечера на Рогожской произошло следующее событие. Толпа рабочих курских мастерских, проходя в стороне от дороги, увидала, что три грабителя накинулись на проходившего здесь странника и грабят его. Рабочие бросились на выручку, и грабители бежали. Многие из толпы рабочих погнались за ними. Шум, крики толпы привлекли внимание других рабочих, и толпа все росла и росла. Все были охвачены одним чувством негодования против злоумышленников, и все горели желанием поймать их.
Дело в том, что настоящий случай явился каплей, переполнившей чашу терпения обывателей Рогожской. Большинство населения этого района – все бедные трудящиеся люди. Среди домов мирных работящих обывателей клином врезались дома-притоны, населенные разными темными личностями, – шулерами, грабителями и так далее. Они обыгрывают или просто грабят население.
Думая, что бежавшие грабители скрылись в Новой Деревне, первого стана московского уезда, в д. Киселева, где приютились притоны, толпа бросилась сюда, затем в д. Серебрякова. В окна полетели камни. Все стекла моментально были выбиты. Двери выломаны. Толпа разгромила несколько притонов, и не найдя бежавших злоумышленников, направилась дальше, во второй участок Рогожской части. Толпа возросла до 500 человек. Она бросилась на дома Киселева, помещающиеся в этом районе. Здесь в одном притоне нашли шесть человек, которые были известны именно как темные личности, обыгрывавшие и обиравшие обывателей. Толпа с яростью вытащила их и избила до потери сознания. Затем толпа разгромила трактир «Новый Свет», не пользовавшийся симпатиями местных обывателей, чайные лавки Филаретова и Силина. В последней толпа нашла еще одного из темных героев – Шевелева, известного под именем «Карапета». Толпа изувечила его. Жертвами разъяренной толпы сделались также владельцы чайной лавки, отец и сын Силины.
Полиция находилась на месте происшествия, но не могла остановить действия толпы.
При разгроме не было случаев разграбления.
«Русское слово», 27 апреля (10 мая) 1905 года