Герман Ломтев: посредники нам не нужны
Граждане, приватизировавшие свои квартиры, могут обойтись без посредников в выборе предприятий по обслуживанию их дома, считает председатель президиума Союза ТСЖ, ЖСК и МЖК Москвы Герман Ломтев.– Герман Андреевич, чем сейчас должны озаботиться в первую очередь, граждане, приватизировавшие свои квартиры?
– Считаю, что сейчас им надо поторопиться с оформлением земельных участков – придомовых территорий. Если ТСЖ и ЖСК в той или иной степени обеспокоены этой проблемой, то жители муниципальных домов пребывают в неведении. Они и не подозревают, что нужно как можно быстрее объединяться для того, чтобы оформить прилегающую к дому землю себе в общедолевую собственность. Потому что если они не успеют это сделать до 1 января 2006 года, за оставшиеся всего каких-то восемь месяцев, то последствия будут непредсказуемы. Земля может оказаться в чьей-то частной собственности, а людей просто попросят покинуть вдруг обветшавший дом и переселиться на окраину города.
То есть возможна та ситуация, которая сейчас наблюдается на Западе. Мы присутствовали в конце прошлого года в октябре в Лондоне на европейской конференции, посвященной защите прав в жилищной сфере. И с большим удивлением наблюдали буквально истерические выступления некоторых представителей из Исландии, Англии, Голландии и других стран, которые кричали: мол, что же мы теперь будем делать – земли под нашими домами проданы. Компании покупают их для того, чтобы содержать находящиеся на этих участках дома. Но со временем это становится невыгодно, так как дома-то не новые, и у бизнеса появляются намерения, которые отнюдь никак не совпадают с интересами граждан, проживающих в этих домах.
– Но на Западе граждане, надо думать, давно уж объединились и не действуют в одиночку.
– Безусловно. Например, в Швеции, в Стокгольме. Там создан мощный союз квартиросъемщиков, который работает вместе с Союзом квартировладельцев. В нашем случае квартировладельцы – это управы, префектуры. У них они называются коммунами, но в общем, суть та же. Это государственные структуры, которые имеют государственный фонд. Так вот эти квартировладельцы имеют своих юристов-экономистов. Имеют их и квартиронаниматели. Кстати, к ним можно отнести и наших владельцев квартир, потому что от западного нанимателя они (имеющие всего по одной квартире) мало чем отличаются. Так же как мало отличается наш Союз ТСЖ, ЖСК и МЖК Москвы от шведского союза квартиросъемщиков. Но там эта организация более массовая, так как те же граждане Стокгольма понимают, что если они не войдут в эту структуру, то их и защищать некому будет.
– А вашей организации удалось уже чего-то добиться для собственников жилья?
– А как же. Мы постоянно защищаем их интересы, другое дело, что они об этом порой даже не подозревают. Вот, например, сейчас в домах ТСЖ и ЖСК жильцы платят 3,5 рубля за техническое обслуживание одного метра в месяц, а в муниципальном фонде – 3,7. Далеко не все знают, что этого лично я добился.
А разница в оплате получилась из-за того, что в ТСЖ и ЖСК есть бухгалтер и председатель, которого жильцы должны содержать, а в муниципальных домах их не надо содержать, поскольку эти функции выполняют госслужбы. И мы это узаконили еще восемь лет назад. Тогда эта услуга в муниципальных домах стоила 30 копеек, а для ЖСК она стала стоить 28,6 копейки. И с тех пор сохраняется «вилка» в стоимости технического обслуживания между домами ЖСК и ТСЖ, которые создали свою управленческую ячейку в лице председателя и бухгалтера, и домами муниципальными, где эта ячейка содержится государством. И в нашем ЖСК «Изыскатель», который я возглавляю, все платят за техническое обслуживание по 3 рубля 50 копеек в месяц с квадратного метра жилой площади.
– А как вы оцениваете то обстоятельство, что теперь ЖСК будут реорганизовываться в ТСЖ?
– Я считаю, что между ЖСК и ТСЖ нет никакой разницы. И мы всеми силами будем бороться против перерегистрирования ЖСК в ТСЖ. Я уже выступал по этому поводу на собрании Московского союза ТСЖ, ЖСК и МЖК. Ну абсолютно надуманное решение. Я даже больше скажу, может, оно умышленно надуманное. Ведь ЖСК – это уже сложившаяся структура, здесь граждане уже понимают, что самоуправление – это их путь. А если ЖСК ликвидировать, то это будет на пользу лишь новым частным управляющим компаниям, которым через взятки и коррупцию будет легче получить в свое ведение дома. И наживаться на них, требуя по 12 рублей за обслуживание 1 кв. метр. Такова сейчас 100-процентная стоимость этой услуги в Москве.
– А что вы посоветуете жильцам, объединившимся в товарищество и ищущим управляющую компанию?
– Я считаю, что жители не должны отдавать никому функции управления своим домом. Они сами смогут это делать. Пусть приходят к нам в союз, и мы их научим.
Не надо путать управление с обслуживанием. Обслуживание – это главное. Крутить гайки, ремонтировать, махать метлой, мыть – это мы профессионально делать не умеем, так как мы – музыканты, преподаватели, продавцы и т.д. А управлять домом я научу человека за неделю. Зачем ему отдавать свои деньги посредникам? Ведь с какой целью эти ОАО приходят в ЖКХ? Чтобы на нас делать бизнес, наживаться.
Пусть граждане обращаются со всеми волнующими их вопросами в наш союз. Мы им подскажем, как заключить договор с эксплуатирующей организацией. Но прежде предложим поучиться у нас на курсах. Есть и двухдневные, и четырехдневные, и недельные. И даже диплом выдадим. И потом граждане смогут сами решать все вопросы по управлению своим домом. И смогут кое на чем экономить.
– А в вашем ЖСК вы на чем-нибудь экономите?
– Конечно. Например, в соседних домах жители платят за антенну по 36–38 рублей с квартиры в месяц, а у нас всего по 14 рублей 70 копеек. То есть более чем в два с половиной раза меньше. То же самое с домофоном. В соседних домах это обходится по 22 рубля 95 копеек в месяц, а у нас 18 рублей. А весь секрет в том, что прежде чем заключить договор на обслуживание, я ищу фирму, которая сработает качественно и за небольшие деньги. А в других домах, управлением которых занимается ДЕЗ, жители платят организации, которую выбрал чиновник, которого не очень-то заботит кошелек жильцов дома. Хотя вроде бы устраивают тендеры среди фирм-претендентов. А результат, как видите, налицо.