Плохая услуга не оплачивается
Этой зимой было в квартирах тепло, а горячая вода поступает без перебоев и круглые сутки. Горячая, а не теплая. Человек к хорошему быстро привыкает. Между тем недавно все было иначе. В 2002 году жители областного центра на 3,5 месяца остались без горячего водоснабжения, а в 2003-м — на целых полгода. Исторические предпосылки
Последним рудиментом социалистической системы назвал гендиректор ООО «Костромская теплоэнергетическая компания» (КТЭК) Виктор Иванов нынешнее коммунальное хозяйство. Лишь здесь, по его мнению, еще не начали по-настоящему работать рыночные отношения. Как 30 лет назад показывали в «Фитиле» «отдельные недостатки», так и сейчас те же сюжеты смело можно крутить. Впрочем, как утверждают специалисты отрасли, тогда все же было лучше. Потому что общее несовершенство системы во многом сглаживало активное строительство в сфере ЖКХ.
– Такой проблемы с коммуникациями, как сейчас, мы и представить не могли, – говорит В. Иванов.
В Костроме более 80% всех городских коммуникаций нуждаются в замене. А это прямым образом влияет и на себестоимость услуг, и на гарантированность их предоставления. Нестабильность также связана и с неплатежами по расчетам с поставщиками. Огромное количество посредников создавало громоздкий и неэффективный механизм. Услуги продавала одна организация, транспортировкой теплоносителя занималась другая, расчеты производила третья…
В то время даже в областном центре по полгода не было воды, батареи были едва теплые, внутридомовые сети разрушались, словно бесхозные объекты, а самым ходовым товаром в магазинах стали электрические водонагреватели. Ситуация в райцентрах была и того хуже.
Свет в конце тоннеля
– Доля оплаты населения за услуги энергетиков в Костроме составляет 37%, – говорит В. Иванов. – Вся разница покрывается из бюджета. Федеративный центр скинул эти вопросы на субъекты Федерации, те – на муниципалитеты. Муниципалитетам же деваться некуда, они остались с этой проблемой один на один.
Для Костромской области свет в конце тоннеля забрезжил в октябре 2003 года. Именно тогда решением научно-технического совета Госстроя область была включена в пилотный проект реформирования ЖКХ. По договоренности между предприятиями «Газпрома» – ОАО «Межрегионгаз» и «Межрегионтеплоэнерго», а также Федеральным агентством по строительству и ЖКХ и Костромской теплоэнергетической компанией в прошлом году в реорганизацию «коммуналки» Костромы инвестировано 50 млн. рублей, в нынешнем планируется выделить еще 80 млн. Программа реформирования рассчитана до 2010 года.
Севрюга второй свежести
На начальном этапе реформирования на КТЭК была возложена задача – перейти на прямые договоры с населением, минуя Службу муниципального заказа по ЖКХ. Для этого КТЭК были переданы в аренду внутридомовые сети, которые компания взяла на обслуживание. Параллельно с этим она начала устанавливать узлы учета тепла на границе поступления теплоносителя от ОАО «Костромаэнерго», и сегодня они установлены на всех 54 точках. Контроль на них идет каждые полчаса, и, если есть отклонение от параметров, диспетчер получает сигнал, и сразу узнает, на какой магистрали проблемы. Узлы учета позволяют полностью контролировать качественные характеристики теплоносителя.
Благодаря этим узлам КТЭК подготовила договор с поставщиком – «Костромаэнерго». При отклонении качества, по условиям договора покупатель имеет право полностью не оплачивать услугу. Поставщик такой договор поначалу посчитал кабальным. КТЭК же настаивала на этих формулировках. В итоге дело о понуждении заключить договор решалось в арбитражном суде, где после нескольких заседаний стороны все же подписали мировое соглашение. А КТЭК вовсе не хотела разорить «Костромаэнерго», она просто требовала качественную услугу. Севрюга второй свежести – это уже, согласитесь, не севрюга!
Нет услуги – нет оплаты
Но самое главное – после заключения договора с «Костромаэнерго» КТЭК смогла наконец-то сама заключить аналогичные договоры с жителями. За основу был взят тот же принцип: то, что теплоэнергетики поставляют горожанам – товар.
А он должен быть качественным. Если температура горячей воды не соответствует заявленной в договоре, или в квартирах холоднее, чем положено, квартиросъемщик вправе услугу не оплачивать. То есть речь не ведется о понижающих коэффициентах и перерасчетах – некачественная услуга совсем не оплачивается.
«Договор на оказание услуг отопления и горячего водоснабжения» был опубликован в местных СМИ. Тем самым КТЭК заключила с жителями (а эта компания обслуживает 80% всех жилых домов города) долгосрочный договор. По Гражданскому кодексу такая процедура называется «публичная оферта». Тарифы всех предоставляемых услуг по ней определяются Думой Костромы. А исполнитель – КТЭК – гарантирует каждому конкретному заказчику услуги: температуру воздуха в жилых комнатах не ниже плюс 18 градусов (в угловых комнатах – плюс 20), горячую воду в кранах не менее 50 градусов. Жители же должны аккуратно платить за оказанные услуги.
Конечно, и для КТЭК это тоже очень жесткие правила. В итоге это позволило решить проблему теплоснабжения и горячего водообеспечения и выйти на единый стандарт качества по всему городу.
Что дальше?
– Сегодня мы стремимся стать управляющей компанией по Костроме, – говорит В. Иванов. – А потому ЖЭКи должны измениться. Сантехника с красным носом сменит высококлассный специалист со среднетехническим образованием. Должно быть четко расписано, какие услуги оказываются ЖЭКами платно, какие – бесплатно. За два года мы наведем порядок и с поставкой энергии, и с обслуживанием населения. Конечно, все сети за это время не поменяем, слишком велик объем работ, но подвижки уже сейчас есть, и в дальнейшем, надеюсь, темпы не снизим.
Так, начиная с февраля, оцинкованные трубы при ремонте сетей КТЭК больше не использует. Полипропилен, конечно, дороже, но зато и долговечнее. Трубы из него служат не пять-семь лет, а как минимум тридцать, не гниют, не зарастают грязью. С заменой на них напор воды стал такой, что теперь и в часы «пик» она доходит до 9-х этажей, чего прежде не было.
Следующим этапом стало создание в городе единой диспетчерской службы. Она начала работать с 15 февраля. Для этого КТЭК приобрела восемнадцать машин и спецтехнику, подготовила специалистов. В Костроме появилось пять опорных точек, где находятся оперативные ремонтные бригады, которые за пять-десять минут смогут приехать в любой район города и быстро устранить порыв сетей. А таких заявок бывает по нескольку тысяч в месяц! Если до сих пор некоторые дома могли оставаться без горячего водоснабжения не один месяц, теперь максимальный срок будет не больше недели. А вы говорите – ничего революционного у нас не происходит!
Впрочем, это только первые ласточки перемен. Как дальше будут развиваться события, не возьмется прогнозировать никто. Но одно ясно – реформа этой отрасли должна быть революционная по сути, но не по форме. Потому что потрясения вряд ли принесут пользу и «коммуналке», и людям.