Два полюса – «одно окно»
Как известно, Москва состоит из десяти округов, каждый из которых – большой город. Вроде бы, живет и развивается столица как единый организм, но сколько территорий – столько и особенностей. Взять ту же службу «одного окна», созданную в прошлом году.Наша газета много писала о новом подходе московских властей к работе с жителями, именно открытие «окна» должно было избавить людей от очередей и скитаний по кабинетам в поисках нужных документов. Удалось ли везде выполнить эту задачу? Как работает «одно окно» в диаметрально удаленных округах – Северном и Южном, есть ли отличия? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.
Северный округ:
Первый день рождения
1 апреля служба «одного окна» в Северном округе отметила первый день рождения. Распахнув свои створки ровно год назад, «окно» не собирается их закрывать. Между тем, первые месяцы жизни для новорожденного считаются самыми сложными – он растет, набирается сил и… болеет. Точно так же развивается и новоиспеченная служба.
Немного цифр. В 2004 году на территории округа были созданы 60 «окошек». Они открылись в префектуре и управах, ЕИРЦ районов, отделах социальной защиты населения, ТОРЗ, БТИ, Управлении жилищной политики и жилищного фонда в САО и в других таких полезных и жизненно необходимых структурах. Только в этом году через «окошки» обратились около одной тысячи человек. Кроме того, по словам заместителя начальника Управления делами – руководителя службы «одного окна» префектуры Сергея Кустова, рассмотрено свыше 3500 обращений и выдано 633 документа, не внесенных в единый реестр.
В конце прошлого года сотрудники «окна» стали принимать документы для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Без лишней суеты жители севера столицы получают ответ на вопрос, смогут ли они стать очередниками или нет. До 1 марта нынешнего года в управах районов было принято 203 обращения от людей, ждущих квартиры от города.
К годику малыши уже начинают разговаривать. У нашего «окна» голос звучит пока не в полную силу. Для этого нужно, по словам Сергея Кустова, проработать вопрос электронного взаимодействия между управами районов и подразделениями ЕИРЦ о предоставлении информации по оптико-волоконным каналам связи, а просто не делать бумажный запрос. Использование электронного документооборота, в конечном счете, значительно упростит и процедуру получения необходимого документа. Сократятся сроки оформления нужных справок, выписок и прочих бумаг.
В ближайшем будущем у службы «одного окна», как у ребенка, научившегося читать и писать, появится корпоративная мультисервисная сеть. Правда, для этого родителям, то бишь местным властям, придется раскошелиться. А путевку во взрослую жизнь даст электронно-цифровая подпись.
Южный округ:
Служба, о которой знают все
На юге Москвы за минувший год создано 68 служб «одного окна». Только в префектуру ЮАО поступило свыше одной тысячи обращений по разным видам документов. А чтобы жители знали, где и для чего открылись «окошки», местные власти выпустили информационный справочник «Одно окно». Такие брошюрки получили практически все семьи в округе – их разносили по почтовым ящикам, вручали в районных управах.
В начале 2005 года появилось «окно» по вопросам приватизации жилых помещений в Управлении жилищной политики и жилищного фонда в ЮАО. Так что теперь горожанам стало гораздо проще оформить квартиру в свою собственность.
Чтобы облегчить жизнь участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, другим льготным категориям граждан, во всех управах в феврале были открыты специальные «окна» – для оформления документов на земельные участки, а также на установку металлических тентов типа «ракушка».
Из опыта первопроходцев
В Управлении жилищной политики и жилищного фонда в САО «окно» открылось одним из первых. Сначала горожане могли воспользоваться услугами новой службы при постановке на очередь по улучшению жилищных условий, а с сентября прошлого года и по приватизации квартиры. Всего здесь приняли заявления о постановке на учет от двух с половиной тысяч семей (с 1 февраля эта функция перешла в районные управы). А на приватизацию поступило более 3600 заявлений.
Рассказывая на коллегии префектуры САО о становлении «одного окна», начальник Управления жилищной политики Николай Синалеев признался, что не сразу работники службы нашли общий язык со всеми городскими структурами. Зато сегодня они живут с ними, в частности, с Бюро технической инвентаризации, чуть ли не душа в душу.
Тем не менее, «окно» могло бы справляться с большим объемом документов – для этого нужно объединить все городские службы в единую электронную сеть. «А пока приходится добывать необходимые документы ногами, – заметил Николай Синалеев. – Понятно, что из-за этого могут срываться и сроки их выдачи». Пример – сбои в начале года по оформлению приватизации квартир. Главной причиной торможения, по мнению начальника жилищного управления, стала реорганизация органов, регистрирующих собственность. Сейчас дело налаживается.
Кстати, жилищники провели свой опрос.
Как сказал Николай Петрович, большинство из 500 жителей округа, заглянувших в «одно окно», отозвалось положительно о работе этой службы.
Переходим на электронную подпись
Чтобы проще продвигалась работа службы «одного окна», нужна электронная подпись. Правда, эту задачу быстро не решишь. Даже конкурс среди подрядчиков провели. Как рассказал заместитель префекта ЮАО Сергей Бородычев, победителем стал «Гранит-Центр». В качестве предложенной им системы электронного документооборота будет использована корпоративная версия «Гран-Док».
Сегодня все «окна» управ районов оснащены необходимой оргтехникой. В ближайшее время планируется установить здесь серверное оборудование с целью организации единой системы электронного документооборота. Пока таким оборудованием располагают лишь два района – Орехово-Борисово Южное и Москворечье-Сабурово.
Какие документы можно получить в «одном окне»
В префектуре ЮАО выдаются документы для физических и юридических лиц:
- заверенная уполномоченным лицом префектуры копия ранее принятого распоряжения префекта по вопросам, затрагивающим интересы заявителя, – срок выдачи не более 15 рабочих дней;
- заверенные подписью соответствующего должностного лица префектуры архивные документы, относящиеся непосредственно к заявителю, – срок выдачи не более 15 рабочих дней;
- распоряжение префекта о вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта – срок выдачи не более 7 рабочих дней;
- распоряжения префекта о назначении приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта – срок выдачи не более 7 рабочих дней;
- распоряжения префекта об утверждении акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта – срок выдачи не более 7 рабочих дней.
В управах районов выдаются документы:
Для физических лиц:
- заверенная уполномоченным лицом управы района копия ранее принятого распоряжения главы управы по вопросам, затрагивающим интересы заявителя, – срок выдачи не более 15 рабочих дней;
- удостоверение многодетной семьи города Москвы – срок выдачи не более 7 рабочих дней;
- справка о бесплатном проезде на всех видах городского транспорта детям из многодетных семей – срок выдачи не более 7 рабочих дней;
- заверенные подписью соответствующего должностного лица управы района архивные справки – срок выдачи не более 15 рабочих дней;
- извещение о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в отказе в постановке на учет – срок выдачи не более 30 рабочих дней;
- о переводе очередников в льготные категории – срок выдачи не более 30 рабочих дней;
- о снятии с учета очередников – срок выдачи не более 30 рабочих дней;
- о постановке на учет на получение безвозмездной субсидии – срок выдачи не более 30 рабочих дней;
- о внесении изменений в учетное дело – срок выдачи не более 30 рабочих дней.
Для юридических лиц: