Утренник вопросов без ответов
С момента вступления в силу Жилищного кодекса прошло больше месяца. И раньше в связи с его принятием возникала уйма вопросов, теперь, с переходом в область практики, они начинают обрастать массой любопытных нюансов. На прошлой неделе столичная Дума собрала под своей крышей членов Комиссии по жилищной политике, представителей городской администрации и участников рабочей группы по подготовке кодекса. Авторы и исполнители закона встретились в присутствии общественности, чтобы обменяться первыми впечатлениями и задать друг другу каверзные загадки. Своеобразный вечер вопросов и ответов с тем отличием, что происходило мероприятие утром, а вопросов было намного больше, чем ответов.
Дольше всего участники водили хоровод вокруг проблем управления многоквартирными домами. Теперь оно (управление) полностью сосредоточено в руках самих жителей, государство следить за жилищным фондом и организовывать его обслуживание отказалось. Вот только большинство граждан об этом еще даже не подозревает. В такой обстановке не исключено, что 3–4 оборотистых жителя могут узурпировать власть в доме и использовать ее в корыстных целях. Так, как это иногда случается в жилищных кооперативах. Только масштабы явления возрастают в десятки и сотни раз, включая сюда откровенное мошенничество.
Возникает вопрос: кто будет контролировать ситуацию и защищать права людей? Городская администрация? – Но закон был направлен как раз на то, чтобы передать бразды правления из рук чиновников непосредственно жителям. Прокуратура? – Она занимается всем вообще, и ничем в частности. Да и к каждому дому прокурора не приставишь. Управляющая компания? – Тогда нанятый работник будет помыкать своим хозяином. Сами граждане? – Не заметили, как пошли по второму кругу.
Предоставленная коллективу владельцев жилья свобода в определении размера коммунальных расходов с самого начала ставила перед очевидным вопросом – как быть, если у кого-то из жителей нет достаточных денег? Особенно, если квартира не приватизирована, то есть принадлежит государству. Со временем круг проблем стремительно нарастает. Выясняется, что дом может принять решение о кредите на ремонт, о другой модели страхования, о сборе иных дополнительных платежей. Причем, примет решение лишь часть жителей, пусть большая, а исполнять вынуждены все без исключения. По сути, многоквартирный дом превращается в закрытое акционерное общество. С ничем не ограниченной ответственностью. С другой стороны, по словам заместителя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрея Широкова, его почта уже наполнена сигналами, когда дома начинают диктовать городу свои условия по оплате техобслуживания. Некоторые ТСЖ обращаются к мэру с просьбой оплатить коммунальные платежи за принадлежащие столице незаселенные квартиры. Причем по ценам, много выше нормативных. А есть случаи, когда товарищества уже выходят в суды с исками о продаже государственных квартир для покрытия причиненных убытков. И как поступать суду, если закон на стороне истцов?
Самый «мутный» – вопрос о земле. Казалось бы, в кодексе однозначно сказано, что земля под домом вместе с элементами благоустройства является общей собственностью владельцев квартир. Причем не в будущем времени, а в настоящем, без каких– либо условий. Но тут же возникает утверждение, что прежде надо провести межевание, определить точные границы участков. И пока у жителей нет бумажки с печатью органа регистрации, никакие они не собственники. Сколько может длиться межевание? Неизвестно, сроки никем не установлены. Хорошо, пусть так. Но если границы участков под моим и соседними домами не определены (под сомнением, спорны), то не значит ли это, что строить под моими окнами ничего нельзя, пока не будет установлена истина?..
Молчит Русь, нет ответа.