Игорь Светлов: я бы отделал квартиру в стиле «yellow submarine»
Еще недавно его знали под именем Олега Кацура – солиста групп «Здравствуй, песня», «Веселые ребята», «Класс». Такие суперпопулярные песни, как «Большая медведица» и «Нетелефонный разговор» прозвучали впервые в эфире в исполнении Олега. Но в новом, 2005 году он решил поменять имя. Почему? «В один прекрасный момент я понял, что не стоит цепляться за «сухие ветки», – говорит сам артист, – лучше вырастить новое дерево. Пусть в прошлом останутся мои скромные достижения под именем Олег Кацура. Теперь я – Игорь Светлов».
От Пола Маккартни до Павла Слободкина
– И все-таки, Игорь, от прошлого вам не уйти. И кто, как не вы, помнит, как гремело в свое время по всей стране имя ансамбля «Веселые ребята». Часто вспоминаете те времена?
– Ансамбль под руководством Павла Слободкина был действительно очень популярен, но и попасть туда было не просто. Отбор был адский, но зато всем, кто пел в «Веселых ребятах», а это – и Александр Буйнов, и Алексей Глызин, и Алла Пугачева, и Александр Барыкин, и Вячеслав Малежик, – всем удалось пройти уникальную школу, благодаря которой они и стали звездами нашей эстрады.
– А в чем же заключался этот адский, как вы выразились, отбор?
– Соискатель должен был уметь все: и петь, и играть, и рассказывать смешные анекдоты со сцены, то есть быть этаким «многостаночником», умеющим занять и очаровать публику.
– «Веселые ребята» с вашим участием сейчас вновь возродились. Что заставило ансамбль воскреснуть из пепла?
– Жизнь. И даже не важно, что мы сейчас называемся «Настоящие Веселые ребята», а важно то, что у нас есть работа, есть гастроли, нас помнят, знают, слушают. Принимают хорошо, нередко всем залом подпевая исполнителям. Состав нашего ансамбля на сегодня такой: Михаил Файбушевич, Алексей Пузырев, Павел Экгольм и ваш покорный слуга.
– Вы, наверное, уже пацаном бренчали на струнах гитары и знали, что, когда вырастете, пойдете на сцену?
– Да нет, ничего подобного. Когда учился в школе, долгое время был просто «никакой». Даже в сочинениях на тему будущей профессии так и писал: не знаю, кем буду. Отвечал честно, ведь тогда еще не пел, не играл.
– И когда же настал сокровенный «час икс»?
– Когда впервые услышал группу «Битлз». Это было как прозрение. И тогда, в 14 лет, сам начал учиться игре на гитаре. Причем сразу – в другую сторону, как Пол Маккартни – он же левша. Причем мне никто никаких аккордов не показывал, сам все выучил методом «тыка». Играл целыми днями.
– Где же вы проявляли свои способности?
– Начал петь в ресторане, там и познакомился с Игорем Матвиенко. А Игорь познакомил меня с Вячеславом Добрыниным, который и доверил мне спеть свою новую песню «Большая медведица»: «Чья здесь вина, может пойму, ты мне ответь…» Это стало началом профессиональной эстрадной деятельности.
Я тогда жил в центре, и у меня была просто «замечательная» соседка: стоило только начать репетировать, она тут же принималась колотить в стенку: «Заткнись, шпана несчастная!». И представьте, по всесоюзному телевидению вышла «Утренняя почта», где я спел «Медведицу». В тот же день встречаю соседку. Она раскланялась со мной и радостно воскликнула: «А я и не знала, что в нашем доме живет настоящий артист!»
– И как же дальше проистекала ваша творческая жизнь?
– После «Веселых ребят» мы с Игорем Матвиенко и Валерием Жаровым создали группу «Класс», в которой я был солистом. Вы, наверное, помните хиты Матвиенко «Нетелефонный разговор», «Вы, ребята, просто класс!». Группа была суперпопулярна, собирала целые стадионы, был создан ее фан-клуб. Шла перестройка, и музыкантам давали немножко заработать. А потом я лет на 7-8 выпал из этой обоймы. Игорь сделал свой проект «Любэ», ну а стиль электро-поп, в котором я работал, постепенно вышел из моды. И я остался ни при чем. Какое-то время еще ездил по накату, но и это постепенно сошло на нет.
Судьба музыканта: зигзаги и сюрпризы
– Творческая депрессия, насколько я знаю, штука серьезная. Как выкарабкивались?
– Если бы вы знали, что чувствуешь, когда вчерашние добрые приятели сегодня делают вид, что с тобой не знакомы, и проходят мимо. Это такая ломка, особенно когда нет связи со зрителями, нет их энергетики, ответной реакции! Я одно время даже сильно пил от невостребованности.
Как из этого вышел? В какой-то день сам себе сказал: все, стоп, жизнь продолжается, и надо в нее вписаться. Начал заниматься спортом, бегать, прыгать. Хотя нет худа без добра. Самые лучшие мои песни написаны как раз в то время, когда мне было очень плохо. Значит, все эти испытания даны мне были не напрасно. Справедливости ради скажу, что среди тех, кто в этот сложный период помог поверить в себя, были Сергей Мазаев, Вячеслав Добрынин и Игорь Бардин.
– А что-то хорошее взамен испытаний вам было дано в жизни?
– Да, в прошлом году осуществилась моя давняя мечта. 25 лет назад я на танцах пел песни группы «URIAH HEEP». Кто мог представить, что судьба сведет меня с тем самым Кеном Хенсли, автором «July morning», «Easy living», «The wizard», что доведется спеть с ним вместе! Александр Бережной пригласил меня принять участие в записи альбома Кена Хенсли в качестве бас-гитариста и бек-вокалиста. Кен оказался компанейским человеком с незаурядным чувством юмора. Он был удивлен, каким образом я играю на гитаре в зеркальном отражении, не меняя расположения струн. Особенно было приятно, что Хенсли оценил мой профессионализм. Так что с нетерпением жду выхода альбома.
Москва шестидесятых уцелела в Кузьминках
– А со спортом, который в свое время вытащил вас из депрессии, остаетесь в дружбе?
– Конечно. По-прежнему бегаю, занимаюсь на тренажерах. Про футбол не забываю. Играю за команду «Старко». Так что я в отличной форме.
– А бегаете где, вокруг дома?
– Зачем же, если отличный Кузьминский парк совсем рядом? Там и раньше неплохо было (своя аура), а сейчас, когда за него взялись всерьез, дорожки сделали, цветы посадили, отреставрировали все, он стал еще притягательней. Так что я там каждый день не меньше часа бегаю, причем не как-нибудь шаляй-валяй, а на нормальной скорости, честно, как положено: отрабатываю все мышцы.
– О жизни в центре не вспоминаете с ностальгией?
– Так из центра уже давно сюда перебрался, обжился. Я человек не тусовочный, не люблю толкотню и суету. Двор у нас тихий, машин почти нет, зато зелени много. Люблю старые деревья. В Кузьминках летом липы цветут, так после дождя – не надышишься. А высотных зданий не люблю. Вот и живу в доме без лифта, на первом этаже. Здесь же район малоэтажный, зеленый, с какой-то своей атмосферой Москвы 60-х годов. Мне это по духу ближе, роднее. И люди хорошие, в стенку не стучат.
– Возможно, вы и правы, живут же сейчас многие за городом и довольны?
– Конечно, вдалеке от центра спокойнее. А надо куда-то добраться, сел на машину и доехал без проблем. Москва же все больше становится негативным мегаполисом, где сосредоточены деньги, но жить сложно. Это не город, а бизнес-центр. И то, что народ стремится обустроиться подальше от этого негатива, весьма симптоматично. Так что мне, как видите, жалеть абсолютно не о чем.
– Игорь, вы назвали Москву негативным мегаполисом. Неужели вы ее не любите?
– Конечно, люблю, в этом не может быть и сомнения. Просто когда любишь, относишься с большей заботой и вниманием, а в то же время и более критично, потому что всегда переживаешь за любимое существо.
Родная водная стихия
– А отдыхать вы предпочитаете тоже где-то на природе?
– Каждое лето я уезжаю на Дон, родину моих предков. Очень люблю настоящую казачью рыбалку, с песнями, шутками, рыбацкими байками и замечательной «щербой» – ухой. Там чувствуешь себя совершенно иначе. Степь живет своей жизнью, все дышит, кругом запахи чабреца, полыни. Небо ночью чистое-чистое, как будто Млечный путь зовет за собой в те несбыточные юношеские надежды, которыми мы жили, а сегодня вспоминаем с щемящей ностальгией… Под этим впечатлением мной был написан цикл казачьих песен. Диск с этими песнями, «Братья славяне», готовится к выпуску.
…А вот что люди хорошего находят в подледном лове – ну совсем не понимаю: холодно ведь! Но летом рыбалка – это замечательно. В прошлом году, например, поймал случайно на спининг огромную щуку – где-то с метр длиной. Но такие уловы случаются, к сожалению, не часто.
– Понятное дело, все рыбаки охотятся за крупной рыбой, так что она и вырасти не успевает. А почему вы, если так любите рыбу, аквариум дома не заведете?
– Ну, за рыбками же тоже надо ухаживать, а жизнь артиста к этому не приспособлена. Вообще мне близка водная, морская стихия. И если бы представился случай, я бы отделал свою квартиру в стиле альбома Битлз «Yellow submarine». То есть она была бы выкрашена в желтый цвет, а на этом фоне – всякие там прибамбасы, напоминающие подводную лодку, рубка, переборки, камбуз вместо кухни, много теплого дерева, всякое такое. И свет сделал бы какой-нибудь необычный, глубинный. И непременно у меня там росли бы лианы. Жилище в таком стиле смотрелось бы здорово, романтично. Но это, конечно, мечты, потому что на самом деле на данном этапе в своей квартире лишь обои подновляю да что-то там подкрашиваю да подбеливаю, а основная моя жизнь происходит на студии. К сожалению, на создание домашнего уюта пока времени совсем не хватает.
– Игорь, вы давно уже живете в гордом одиночестве. Уборка, готовка для вас не составляют проблемы?
– Да какие тут могут быть проблемы? В то непродолжительное время между гастролями, когда я погружаюсь в домашнюю атмосферу, наконец, расслабляюсь и готовлю то, о чем вспоминают в поездках все музыканты – домашнюю еду. Люблю окрошку на квасе, всевозможные салаты, особенно экзотические, и пироги сам пеку.
Фирменный рецепт
Своим коронным блюдом Игорь Светлов считает казачье жаркое.
На полкило нежирного мяса – баранины или телятины – нам понадобится: 3 крупных картофелины, 1 шт. сладкого перца, 1 крупная луковица, 1 средней величины морковка, 2 зубчика чеснока, 1 ст. ложка растительного масла, 2 ст. ложки томатной пасты, но лучше 1 натуральный помидор, кинза, петрушка, укроп – по несколько веточек.
Мясо и овощи мелко нарезать и сложить в подготовленную кастрюлю, посолить, поперчить, добавить растительное масло и томатную пасту, все это залить водой и тушить после закипания на медленном огне минут 40. Если воды налить чуть побольше, получается полусуп-полувторое. За 15 минут до готовности засыпать мелко нарубленную зелень. Можно добавить туда и любимые специи.