Кооперативы между двух стульев. Ими не интересуются ни ДЕЗы, ни страховщики
Пожаловалась знакомая председатель ЖСК из Крылатского: «Дождей вроде было не так много, но после зимы водостоки забило, а потому даже небольшие осадки обернулись бедой. Залило верхние этажи. А все претензии – ко мне. Вовремя не позаботилась, чтобы в доме был порядок. А что я могла сделать?». Я возразил: «Вы не могли всего знать. Сами жильцы виноваты. Надо было страховаться. 20–25 рублей в месяц – и никаких проблем. Отказались – теперь пусть ремонтируют за свой счет». Моя собеседница вздохнула: «Да нет, они тоже не виноваты. Не отказывались. Просто кооперативы не страхуют».У председателя кооператива были явно сведения двух-трехлетней давности, когда система льготного жилищного страхования распространялась только на муниципальный фонд. Теперь страхуют любые дома: городские, кооперативные, ведомственные. Но статистика страхования жилья говорит о том, что действительно, среди пайщиков мало застрахованных. Может, все-таки какая-то дискриминация есть?
За последние годы жилищное страхование сделало огромный рывок: сейчас договоры со страховыми компаниями есть чуть ли не у каждой третьей московской семьи. Но то – в целом. Дома ЖК и ЖСК явно выпадают из средней статистики. Что же касается Западного административного округа, где находится тот самый дом, с которого мы начали рассказ, то здесь работает известная компания «Спасские ворота». Страховаться в ней, как мы знаем из рекламы, «хороший тон». Всего по округу застрахована треть квартир. Как по всей Москве. А вот кооперативных – всего три с половиной процента. В десять раз меньше! Такая же история с другими компаниями – где-то чуть меньше (есть даже один процент), где-то чуть больше – восемь. В общем, не густо.
Как такое получилось? Непонятно – особенно если учесть нынешнюю практику работы компаний. Ведь сейчас не жители ищут услугу, а она приходит к ним. Страховые полисы бросают в почтовые ящики, а то и разносят по квартирам. Хочешь – оформляй договор, не хочешь – не надо. И кстати: когда изменилась форма обслуживания жителей, когда страховые взносы стали вписывать в квитанционные книжки, и люди оплачивают их вместе с коммунальными платежами – именно тогда услуга и начала развиваться. Иными словами, москвичи оказались не ретроградами, как думали. Стоило только пойти им навстречу, как они сразу откликнулись: оценив все достоинства страховки, понесли денежки в банк. Выходит, жители кооперативных домов любят свои квартиры меньше, чем «муниципалы»?
Оказалось, что в почтовых ящиках кооперативных домов никто никакие свидетельства не бросает. Обходят стороной такие дома. Хотите застраховаться? Приезжайте к нам в компанию. Не удивительно поэтому, что многие из жителей ЖСК до сих пор не знают толком о жилищном страховании. А значит, не пользуются теми льготами, которые город предлагает своим жителям: те оплачивают лишь пятую часть страховых взносов, остальное идет из столичной казны. Такая синекура, получается, не для пайщиков.
За разъяснением я обратился к руководителю Городского центра жилищного страхования Алексею Гуральнику.
– Все дело в том, что кооперативные дома ДЕЗ обслуживать не обязан – у тех свой хозяин (это пайщики и есть), свой счет в банке. И если делает это, то по специальным договорам, которые заключаются с ЖСК. Так вот, распространение страховой услуги в этих договорах не числится. Зачем же дирекции брать на себя лишние хлопоты? С другой стороны, и сами компании не найдут столько агентов, которые занимались бы исключительно кооперативами. Потому и остались ЖСК как бы между двух стульев – не нужны они ни муниципальным организациям (ДЕЗам), ни коммерческим (страховым компаниям).
Можно ли переломить ситуацию? Попытки есть. Например, у наиболее продвинутой компании – МАКС, которой, кстати, и принадлежит идея оплаты страховки жилья через квитанционные книжки. Она заключила договор с почтой, работники которой рассылают жильцам страховые свидетельства. Потому у этой компании самое большое число застрахованных квартир в домах ЖСК: те 8 процентов, о которых мы упомянули, верхняя планка.
Но ведь не 30 же, как в среднем по Москве! И понятно почему: не хватает личного контакта, «убеждения голосом», чем и ценно участие именно работников ДЕЗов. Ведь те не только опускают свидетельства в почтовые ящики, но иногда наведываются в квартиры (а никого другого, кстати, не пустят), устраивают собрания, на которых тоже агитируют за недорогой и безопасный способ обезопасить свое жилье на случай всяких неприятностей – будь то пожар или авария инженерных систем.
Как же все-таки привлечь и заинтересовать ДЕЗы? Видимо, требуется выработка специальной схемы, а может быть, программы по вовлечению в страхование кооперативных домов, которая и повернула бы дирекции к ним лицом.
Почему бы этой программой не заняться самому Городскому центру жилищного страхования, ведь именно ему правительством Москвы поручена координация работ, связанная с развитием страховой услуги?
Кстати. Программа нужна не только для ЖСК, но и для ТСЖ. Ведь многие из них взяли дом на свой баланс, сами управляют им. По сути, ДЕЗ не занимается домами товариществ. А значит, и сюда его работники не заглядывают.
Товариществам очень было бы нужно – и тоже на льготных условиях – страховать не только квартиры, но и места общего пользования, нежилые помещения. Это сделало бы саму идею их создания более популярной у москвичей, привлекло бы к ним больше жителей. То, что надо для Москвы. Ведь уже в зубах навязло, что создание самоуправления в домах – ключевой вопрос жилищно-коммунальной реформы.