Переборщили
Рынок новостроек в смятении, если не сказать, в панике. Он вдруг оказался в положении заложника, жизни которого угрожает «террорист» в облике закона о долевом строительстве, вступающего в силу на будущей неделе.
Пока тревогу бьют в основном предприниматели. В своих крайних прогнозах они предрекают на ближайшие 2-3 года глобальное сокращение объемов строительства и массовый падеж мелких застройщиков. Одновременно предупреждают о неминуемом росте цен уже к маю на 10–20%. По их заключению, закон, призванный сделать жилье более доступным, убьет последние надежды у многих потенциальных покупателей.
Вообще-то необходимость законодательно навести порядок в долевом строительстве назрела давным-давно. Бесправие покупателя в отношениях с продавцом иначе как возмутительным не назовешь: один может все, другой – ничего. Только раз уж такая опасная схема была создана и в целом нормально работала, считает председатель общественного экспертного совета Совета Федерации РФ по реализации программы «Доступное жилье» Иван Грачев, надо было бы, не разрушая рынка, аккуратно отделить зерна от плевел и создать закон, который бы помог оградить рынок от мошенников. Однако в Госдуме решили не мелочиться и действовать радикально. Закон получился хорошим до такой степени, что превращает долевое строительство в свой антипод: теперь уже застройщик полностью отдан на милость покупателя, и от предпринимателей требуют явно невыполнимого.
Складывается впечатление, что законодатели вообще забыли, где они живут. Они приняли Россию за Германию. Но то, что немцу здорово, то русскому смерть. Чего стоит требование к застройщику выставить напоказ всю подноготную своего бизнеса: декларировать величину собственных денежных средств, финансовые результаты работы за год, размер кредиторской задолженности, сведения о прибылях и убытках и т.д. А на десерт в деталях расписать все риски своего проекта. Это у нас-то, где двойная бухгалтерия – норма, где себестоимость строительства домов типовой серии ПЗМ – коммерческая тайна, где при появлении известной фамилии в числе учредителей фирмы приходится гадать: это действительно он, или только однофамилец?
Долевое строительство привлекало граждан тем, что оно дешевле. А сравнительно низкая цена – это в первую очередь компенсация за страх, за то, что граждане принимали на себя риск соучастия в деле с непредсказуемым итогом. Даже если допустить, что закон начнет эффективно работать в его нынешнем виде, то это будет означать, что все риски перейдут с покупателя на застройщика, но вместе с рисками перейдет и премия за страх. На практике это приведет к подтягиванию цен на строящееся жилье к уровню стоимости готового.
Неоднократно уже приходилось слышать, что радикализм закона был намеренно пролоббирован банками, которым выгодно, чтобы в жилищную сферу инвестировали они, а не граждане. Да и чиновникам соблазнительно получить массу дополнительных возможностей погрозить пальчиком нарушителям закона в весьма хлебной отрасли.
Впрочем, точка в борьбе не поставлена. Застройщики организуют массированное давление на власть с целью подвигнуть ее объявить мораторий, отложить вступление закона в силу и пересмотреть наиболее спорные его положения. Вот только времени для этого практически не осталось.