23:30:44
11 апреля 2021 г.

Александр Митта: «Человеку нужно немного прекрасных и дорогих вещей»

В гостях у звездыЛет десять назад мне довелось побывать в квартире-студии режиссера Александра Митты, рядом с Библиотекой имени В.И. Ленина. Это было уютное, чудаковатое, обшитое деревом помещение. На второй этаж, в «опочивальню», уводила веселенькая лестница. Поражали многочисленные книги на иностранных языках, альбомы по живописи, архитектуре, дизайну; картины, рисунки с изображениями старинного оружия. На длинном деревянном столе лежали зарисовки, раскадровки… Во время нашего разговора, как еще не опознанные, но уже летающие объекты, в уличную дверь впархивали ученики Маэстро – «красавцы, таланты и поэты».
Теперь иду уже совсем в другую квартиру, расположенную на Малой Грузинской в знаменитом доме, где живут художники. Это тоже квартира-студия, здесь проходит львиная доля времени мастера. На пороге встречает улыбающийся и очень домашний Александр Наумович Митта.
Сплошная работа
Александр Наумович, что для вас ДОМ в высоком понимании этого слова?

Для меня Дом это работа. Режиссерская привычка существовать одновременно в двух мирах сформировала несколько неадекватное представление о реальности. Для режиссера съемочная площадка его реальность, но она сильно отличается от обычной работы. Съемочное время это 12 часов на площадке. А их надо подготовить, осмыслить, а затем отсмотреть рабочий материал. В итоге сил не остается ни для чего остального, доковыляешь до кровати и засыпаешь. Утром вскакиваешь и снова на работу.
То есть квартирой занимается ваша супруга?
Она благоустраивает квартиру и дом, в котором бываю редко. Она по профессии художница. Все друзья советуются с ней по квартирным вопросам, оформляют интерьеры под ее руководством, с удовольствием пользуются ее идеями.
Но ведь вы тоже работаете с объемами?
Все мои идеи воплощаются только на съемочной площадке. Как выставить декорацию, как развернуться в ней со всей съемочной техникой, как сделать так, чтобы съемочный процесс был бы наиболее продуктивен, а результат выразителен? Мне повезло, я всегда работал с потрясающими художниками.
Ваш сын тоже весьма талантливый художник…
И он мне помогает: у него прекрасные идеи. «Сказка странствий» была отличной постановочной идеей. Но он работает и самостоятельно, как театральный художник. Кроме того, создает дизайн московских кафе, ресторанов, клубов. Например, кафе на площади Маяковского. Он сделал в Москве довольно забавное кафе «Кекс», которое быстро стало любимым местом молодежи.
Хорошо известный в столице ресторатор Зельман по проектам сына открывает все свои точки и кафе, и рестораны. Любимый стиль сына – минимализм: он помогает отбирать выразительные яркие детали.
Пески Синая, огни Москвы
Давайте поговорим о корнях. У вас очень интересная фамилия…

Митта древнееврейская фамилия. Давным-давно, когда евреи еще были в пустыне, гробов не было: хоронили людей, обмотав их в плотную промасленную ткань. И несли на двух палках, между которых были натянуты кожаные ремни. Вот это устройство и называлось «митта».
Вы помните дом ваших родителей?
Я родился в знаменитом московском доме в Большом Гнездниковском переулке, 4 там сейчас студенческий театр. В те времена это был один из самых больших московских домов. Когда мне было 3 года, отцу дали новую квартиру. Он работал на заводе ЗиС, выпускал знаменитые сталинские машины. Новая квартира была в так называемом доме ударников на Краснопрудной улице.
Но братьев и сестер отца пересажали и расстреляли в 1937 году. Отец был уникальным специалистом, и это его спасло. Его фамилию НКВД переносило из списка в список 19 раз, оттягивая арест, пока репрессии не иссякли. У меня, видимо, в генетическом сознании заложилось, что если у тебя хорошая профессия, то это обеспечивает стабильную жизнь. Поэтому старался изучать свое ремесло, и в преклонном возрасте даже стал педагогом преподавал в Германии, в Америке.
А приходилось ли вам жить в коммуналках?
Наша первая квартира была трехкомнатная, по тем временам сумасшедшая роскошь. Мать мою все-таки посадили: она была паргторгом, видным человеком в Министерстве рыбного хозяйства. И вот тогда нас «уплотнили»: мы оказались в коммуналке. В одну из комнат въехали очень приятные люди, с которыми мы долго жили бок о бок.
Я же свою первую квартиру построил, когда мне было 35 лет. К нам с женой, на проспект Вернадского, приходила вся молодая театральная Москва жена у меня очень гостеприимный человек. Ей самой довелось жить в бараке, где было девятнадцать комнат, длинный коридор и две кухни. В бараке был свой маленький мир, там все знали друг друга, мужья уходили через коридор в другие семьи, потом возвращались, ругались, мирились. В таком мире она жила практически все свое детство.
Ну а как вы попали в этот дом?
Жена моя художница, а дом этот дом, где живут художники. Тут квартира небольшая, но с ней соседствует мастерская, и она тоже используется под жилье. Это ослабило мою энергию к освоению новых личных пространств. Было время это жилье было столь уникально для Москвы, что когда в первый раз в столицу приехали Джейн Фонда и ее муж, меня попросили, чтобы я их принял. Чтобы показать иностранцам, как живут советские режиссеры, и что, мол, они тоже не лыком шиты.
Тонкости обращения с пространством
Что вам больше всего не нравится в современных квартирах?

Иногда доводится посещать богатые дома, и они часто удручают: пространство в полторы тысячи метров разбито на крошечные комнатки, запутанную систему кабинетов. Зачем? Мысль снести все эти перегородки и сделать просторное жилище почему-то не приходит владельцам в голову. Думаю, это рудимент квартирного мышления.
Москвичей испортил квартирный вопрос?
Просто в Москве появляются бедные и богатые. Причем богатые появляются очень быстро. На Западе процесс разделения общества идет значительно медленнее: там люди медленно поднимают свои доходы, а инициатива медленно превращается в успешное предприятие. В России – все другое, и самый успешный способ тратить деньги это вкладывать их в жилье, так как это гарантированное средство сохранение капитала. Люди, которые получили деньги, хотят получить много радости от жизни. Но проблема-то в том, что способность получить от чего-то радость тоже надо в себе воспитывать. Если ты не воспитан в отношении к красоте, твоя жизнь становится бессмысленной, замусоренной мелочами, которые мешают жить.
С другой стороны, когда посещаешь жилища людей небогатых, то понимаешь, что они тоже замусорены огромным количеством бессмысленных вещей. Которые просто от бедности не выбрасывают. В коммунальной квартире, где я провел свое детство, у соседей, помню, скапливались колонны коробок из-под конфет. Мы часто арендуем квартиры на несколько дней для съемок, и вижу, как на полу в таких квартирах лежат кипы старых глянцевых журналов прошлых лет. На них изображена красивая жизнь, модные люди. Их и пересматривать не будут, но выбросить рука не поднимается
Вот так у бедняка засилье бессмысленных вещей, в которых сохраняется его представление о красивой жизни, а у богача дорогие вещи, которые дают ощущение престижа. На самом деле, человеку нужно немного прекрасных и дорогих вещей, которые действительно облегчают жизнь. Дорогая бритва, красивый и надежный электрический чайник, уютная настольная лампа. И цветы, как непременный скоротечный символ красоты.
Я был в Японии, и меня поразило, что они живут в очень маленьком пространстве. Но японцы придумали способ жизни: днем все убирается в стенные шкафы, и квартира голая. И цветы.
А как организовано пространство вашего загородного дома?
Когда я его себе построил, то все перегородки посносил. На одном этаже одно большое помещение, чтобы жить, на другом чтобы работать. Кстати, старые дачи по этому принципу и строились: внизу большое пространство, а наверху спальни для детей, комнаты для работы. По-моему это грамотно.
Знаете, почему я об этом спросила? Однажды на Высших режиссерских курсах вы рассказывали студентам про универсальный способ организации пространства кадра, эпизода, фильма. А на квартиру эти универсальные принципы организации пространства распространяются? Что вам самому нужно, чтобы пространство вашей комнаты работало бы на ваше творчество?
У меня есть итальянский знакомый Тонино Гуэрра режиссер, сценарист, поэт. Он ныне небедный человек – начинал свою деятельность в маленькой комнатке, где ничего не было, кроме стула и стола. Там он писал сценарии для Феллини, Антониони и других гениев итальянского кино. Он остался в этой мастерской с той только разницей, что улица, на которой стоит этот дом, полностью принадлежит ему. Он купил там все дома. Но в той комнате по-прежнему стоят только стул и стол. А он говорит: «Могу работать, только когда вокруг меня нет ничего отвлекающего. И тогда знаю, что должен писать, должен заработать себе на кусок хлеба». Что-то похожее и у меня. Для того, чтобы работать, должен быть стол и стул. Не люблю, когда тесно. Взгляд должен куда-то уходить, или в окно, или в просторную комнату, или в небо. И ничего отвлекающего.
Проект за проектом
А какую роль в вашей жизни играют книги?

У меня масса непрочитанных книг. Мимо книжного магазина до сих пор спокойно пройти не могу, раз зашел обязательно что-то куплю. И все время утешаю себя мыслью о том, что вот кончится проект, и я две недели подряд буду читать. Но обычно бывает так: проект еще не закончился, а уже начинается следующий.
Вы сняли свой первый сериал «Граница. Таежный роман» и сразу получили за него кучу призов, в том числе приз «за лучший сериал». А над чем сейчас работаете?
«Граница» была восьмичасовым кинороманом. Сейчас делаю шестнадцатичасовой кинороман завершаю этот проект, который называется «Лебединый рай». Это такое гипотетичное место маленький провинциальный город. Который сегодня в России выглядит, как рай. И там живут люди, как в раю. Но узнают об этом только когда, когда на них обрушивается ад. И понимают: свой рай надо защищать.

Елена Курбанова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация