23:30:44
11 апреля 2021 г.

Кодекс принят, и нам его выполнять

Жилищное правоМосковские жилищники давно ждали новый Жилищный кодекс.
Не сложа руки, конечно. По сути, Москва за последние 10 с лишним лет обзавелась собственным, актуальным жилищным законодательством. Наконец, свершилось. О том, как теперь будут работать жилищники, какие задачи поставил перед ними новый кодекс, рассказывает первый заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Эдуард Якушенко.
Шаг за шагом
В 90-е годы, когда наша экономика стала переходить на новые рельсы, начала меняться и жилищная сфера. В Конституции, принятой в 1993 году, в статье 40 определено, какими должны быть новые рыночные отношения в сфере жилья. Четко прописано, что государство оказывает содействие в приобретении, строительстве жилья. Это записано и в новом Жилищном кодексе, в статье 2 ЖК, которая так и называется: «Обеспечение условий для осуществления права на жилище».
Прежний кодекс, принятый в 1983 году, обязывал органы государственной власти предоставлять жилье гражданам, что и выполнялось по мере возможности: нуждающихся в улучшении жилищных условий обеспечивали квартирами. В новом ЖК определена задача – создать условия для того, чтобы люди смогли осуществить свое право на жилище. Подчеркнуто, что граждане сами должны заботиться о своем благосостоянии, но для этого необходимо создавать все условия.
За 12 лет, прошедшие со времени принятия Конституции, каждый субъект Федерации сам разработал подходы в решении этой проблемы. Старый ЖК во многом уже не соответствовал требованиям времени. Тогда и был принят закон «Об основах федеральной жилищной политики». Затем была утверждена государственная программа «Жилище». Она предусматривала, что на первом этапе в 1995–2000 годах должны появиться нормативные основы, регулирующие взаимоотношения в сфере жилья, основные законы, определяющие федеральную жилищную политику. В этот период были приняты законы о приватизации жилья, о регистрации прав собственников, о ТСЖ и другие. Они заполняли нишу, которая появилась, когда начали развиваться рыночные отношения в жилищной сфере.
Очень много сделали в этот период и московские законодатели. Москва первая заговорила о создании рынка жилья, о приватизации. Возможно, сейчас многие уже не помнят, что вначале было предложение провести платную приватизацию, чтобы люди выкупали свое жилье. Но председатель Моссовета Гавриил Попов отклонил его. Он сказал, что необходимо исключить субъективный фактор, дать равные возможности всем. Передавая жилье гражданам в собственность, надо, чтобы они сами этим жильем и управляли. И тогда было предложено обратиться к президенту: сделать приватизацию в городе бесплатной.


Жилищный кодекс РФ
Статья 14. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений
1. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
10) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
2. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Иные вопросы, отнесенные настоящим кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации.


Приватизация началась со столицы. В 1991 году был издан указ президента по Москве о бесплатной приватизации в жилищной сфере. Мы действовали на основании этого указа. Появилась необходимость это законодательно закрепить городскими законами.
В 1995 году стали сами разрабатывать ЖК города Москвы. Мы хотели собрать воедино все законы. И такой документ был создан. В 2000 году мы его направили в городскую Думу. Он ждал своего часа, когда выйдет новый федеральный ЖК.
Мы знаем, как принимался новый ЖК РФ, какие вносили в него дополнения, изменения, как он шлифовался в Госдуме. До сих пор идут споры: есть противоречия, нет противоречий, правильно что-то сделано или неправильно. Но кодекс принят, и нам надо его выполнять. Сейчас перед нами задача: как требования закона превратить в практические шаги. Необходимо выполнить свои обязательства перед очередниками, которые не один год уже стоят в очереди. Они фактически получили от государства гарантии, что будут обеспечены с помощью города жильем, получат его бесплатно или с какой-то скидкой. В нашей Конституции написано, что определенным категориям граждан мы даем жилье бесплатно. Все это должно быть закреплено в документах, законах, которые принимает Дума, или в постановлениях правительства Москвы.
Мы уже составили перечень документов, чтобы законодательные акты привести в соответствие с требованиями ЖК РФ. Фактически мы уже начали эту работу.
Пересмотра очередей не будет
Недавно Мосгордума приняла закон «О внесении изменений в статью 7 закона города Москвы от 11 марта 1998 года № 6 «Основы жилищной политики города Москвы». Раньше Дума ежегодно по предложению мэра принимала закон о приоритетах. То есть из общего количества очередников выделяли какие-то категории, которые считали более нуждающимися, более ущемленными.
И в старом ЖК, и в новом кодексе сказано, что граждане обеспечиваются жилыми помещениями, исходя из времени постановки на учет. Теперь приоритеты принимать не будем, потому что такие выборки всегда субъективны. Есть один критерий – время постановки на учет. Причем, предоставлять жилье льготникам и состоящим на учете на общих основаниях будем на основании пропорций, установленных правительством Москвы. Раньше этим занималась Мосгордума. Теперь мы взяли на себя ответственность.
В старом кодексе были определены категории внеочередников, первоочередников и очередников на общих основаниях, тех, у кого нет никаких льгот. В новом ЖК есть только категория внеочередников, а первоочередников нет. Но переход от старых правил к новым будет плавным, мы создадим своеобразный мостик, чтобы никто из очередников не почувствовал себя ущемленным в правах.
Пересмотра очередей, отмены права на бесплатное предоставление жилья и действующих льгот не будет для тех, кто встал в очередь до 1 марта.
196 тысяч семей стоят сегодня у нас на учете. Мы им дали гарантии, и свои обязательства перед ними выполним. Сейчас мы в законе ввели понятие – «имеющие льготы на улучшение жилищных условий». Мы не говорим «первоочередники», мы говорим, – «имеющие льготы».
Сохраняются категории внеочередников. Одна из них – семьи, где есть больные, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Перечень заболеваний устанавливается правительством России. Прежний перечень был установлен постановлением правительства № 214 РФ. Он определял право тяжелобольных на дополнительную площадь. К ним относились инвалиды 1 и 2 группы, туберкулезники, психические больные и другие.
Но сейчас, вероятно, должен быть разработан новый перечень.
Без потрясений и волнений
Предстоит большая законотворческая работа, которая по времени должна быть ужата до минимума. Всего, по нашим подсчетам, требуется принять 9 постановлений правительства России, чтобы все статьи нового ЖК работали.
Необходимо внести изменения в семь законов города: «Основы жилищной политики города Москвы», «О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве», «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы», «О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений» и другие. Также нужно внести изменения в 19 постановлений правительства Москвы, 13 распорядительных документов нашего департамента, а, возможно, некоторые из них отменить. Больше усилий направить на разработку практических шагов. Чтобы знать, что менять в законодательстве, надо сделать хороший анализ. Это большая ответственность.
Старый ЖК действовал 22 года. У нас сложился свой метод работы, были рекомендации, как правильно применять статьи, имелась судебная практика, спорные вопросы рассматривал Конституционный суд.
В новом ЖК много новаций. Хочу повторить: основное для нас сейчас – плавно перейти от старых правил к новым, двигаться вперед эволюционным путем. Вовремя решать проблемы, которые тревожат людей. Это гарантия того, что не будет никаких потрясений, волнений, недовольств.
Вот один пример. Появились ловкачи, которые предлагают жителям за определенную плату оформить договор социального найма, чтобы затем они могли подать документы на приватизацию. Мы говорим: есть другой выход. Не надо обращаться ни в какие фирмы, тратить лишние деньги. Если вы хотите приватизировать жилье, подавайте документы, и мы одновременно заключим договор социального найма и передадим жилые помещения в вашу собственность.
Мы идем навстречу людям. В ЖК есть статья (14, часть 2), которая позволяет двум субъектам Федерации вырабатывать свои законы.
У нас возникает много проблем, связанных с управлением жилищным фондом. Организация собственников жилья – один из краеугольных камней, важнейший вопрос в жилищной политике. Люди приватизировали свои квартиры, и сами будут управлять жилищным фондом. Мы должны им помочь, определить требования, как этим жильем не только распоряжаться, но как им надо управлять. И подойти к этому взвешенно.
Теория всегда проверяется практикой. 12 лет назад мы приняли закон «Об основах жилищной политики города Москвы». За эти годы в закон было внесено много изменений, то же и с законом о приватизации, и с другими законами. Жизнь идет вперед, и, естественно, меняются законы. Видимо, и в новом ЖК будут со временем какие-то изменения. Но сейчас время дискуссий закончилось. Жилищный кодекс РФ принят.
Мы строим правовое государство, и законы надо выполнять.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация