Стояние на Истре
Напряжение «боевых» действий вокруг коттеджного поселка у деревни Пятница на берегу Истринского водохранилища нарастает. Первую атаку гусеничной техники владельцы 13 домов отбили, но праздновать успех им рано. В предыдущем столкновении граждане продемонстрировали такую стойкость и волю к победе, что судебные исполнители дрогнули и запросили избавить их от неблагодарной карательной операции. Но на минувшей неделе суд в очередной раз подтвердил решение о сносе незаконно построенных коттеджей.
Не меньшее внимание привлекает к себе поселок «Балтия» по Новорижскому шоссе. На территории 70 га расположено около 130 домов по 600 тыс. долларов и выше (с учетом земли) каждый. В поселке развитая инфраструктура, которая включает культурно-бытовой комплекс, фитнес-центр, ресторан, супермаркет, начальную школу, теннисные корты, бассейн. И всю эту благодать природоохранные органы объявили незаконнорожденной, невзирая на хорошо известные фамилии ряда обитателей. В целом же по области у государства есть претензии более чем к 100 объектам. А в масштабах страны стоимость спорных участков сопоставима с ценой всех остальных земель России.
За последние годы в стране развился целый бизнес, в ходе которого бойкие коммерческие структуры приобретали права сомнительного свойства на лакомые земельные участки, правдами и неправдами оформляли строительную документацию и затем вовлекали в свою авантюру граждан в качестве дольщиков-соинвесторов. При этом по ходу дела подтверждалась известная истина о сладости запретного плода: наибольшим спросом пользовались природоохранные зоны. Теперь государство в лице заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олега Митволя пытается предъявить счет за нарушения. Кому? Крайними оказались, как всегда, граждане.
Справедливости ради надо признать, что они здесь тоже не безвинные овечки. Пусть и не знали о нарушениях организаторов достоверно, но могли догадаться. От них ведь ничего особенно и не скрывается, а иногда даже афишируется. Помню, как в одной из риэлторских фирм в порядке рекламы новостройки на берегу Химкинского водохранилища мне с придыханием объясняли, что это же «запретная зона», что в первый приезд на место будущей стройки их самих милиция туда не пускала.
Гражданам, в свою очередь, тоже есть что сказать. На руках у них кипы документов с утверждающими подписями государственных мужей. Многие консультировались с юристами, и те находили совершаемые операции законными. Строительство ведется на глазах местной администрации, природоохранных служб, прокуратуры. Тогда почему столь решительные действия предпринимаются после окончания работ, а не тогда, когда в землю вбиваются первые колышки?
Возьму смелость предположить, что в итоге кампания господина Митволя окончится так же, как историческое «стояние на Угре». В непосредственное соприкосновение стороны не войдут. Выбранные методы, эпизодичность действий, половинчатость решений менее всего свидетельствуют о стремлении чиновников действительно навести порядок. Скорее видится желание продемонстрировать служебное рвение, а заодно получить бесплатный пиар. Не исключено, что одна из целей – повысить ставки в игре и напомнить всем о необходимости делиться. А вот желания искоренить зло полностью и окончательно не видно. Как нет и желания вызвать у людей чувство удовлетворения достигнутой справедливостью.