23:30:44
11 апреля 2021 г.

Вадим Месяц: «Наш дом там, где родятся наши дети»

В гостях у звездыКогда Вадим родился, молодая семья Геннадия и Нины Месяцев жили в Томске в недавно полученной квартире в одном из первых в стране (всего их было два, стоящих рядом) крупнопанельных домов. Эти экспериментальные дома были рассчитаны на 15 лет. Но в них до сих пор живут сотрудники томских вузов…— Из Томска отца перевели в Свердловск, а потом я оказался уже в Москве, на Шаболовке. А дальше начались перемещения самостоятельные – между Колумбией (штат Южная Каролина) и Москвой, потом между Колумбией и Солт-лейк-Сити (штат Юта) и так далее.
– Что тебя понесло в Америку?
– Скорее всего, любопытство. А потом, у меня там была барышня знакомая, вот туда и поехал. Сначала жил у нее. А дальше нужно было как-то определиться, найти какую-то работу, и поехал в Нью-Йорк.
И квартирку снял вполне милую. Один из моих товарищей по Свердловску, которого тоже занесло в Америку, сказал, что, видимо, в такой квартире Раскольников и убил старушку. Полуподвальное помещение, зато в центре города. Жил роскошно. Каждые выходные мог себе позволить взять на улице что-нибудь из мебели, которую выбрасывали соседи, покачаться в кресле-качалке, посмотреть телевизор. Хотя мог бы все это и купить. Ходил на службу в галстуке (можешь себе представить меня в галстуке?). И мог позволить себе звонить в Россию друзьям. Потом были еще переезды, съемные квартиры. Наконец, перебрался поближе к Гудзону в «русский» дом. И решил, что пора жениться. Вот первая встреченная мною девушка и стала моей женой.
Мы устроили красивую свадьбу, позвали 3-4 человек. Потом уехали в свадебное путешествие в Южную Каролину.
Ирина: – Но привел он меня в уже снятую квартиру, в которой был чудовищный разгром.
В: – Мы же там ремонт сделали!
И: – Догадаться об этом было трудно. На полу лежал какой-то вонючий матрац, какие-то простыни, укрывались мы, по-моему, пальто, спальными мешками, из которых лезла вата. Кухня была вся перекошенная. В общем, там был замечательный быт. Чьи-то банки с краской, вещи, кем-то забытые. За сапогами какая-то маленькая женщина пришла через год – искала по шкафам, не нашла и ушла. Там жили все твари, которые сопровождают человека (мыши, крысы, тараканы, муравьи). И мы там прожили два года.
В: – Важная деталь: рядом располагалась библиотека, где были, например, книги Виктора Ерофеева и мои. А еще на крыше нашего дома мы готовили шашлыки и устраивали фейерверк. Вообще место у нас было хорошее, заходили люди, и жили мы весело. Но в какой-то момент жена сказала, что с нее этого бардака хватит. Спасибо ей за это. К тому же стали поднимать цены на жилье, стал развиваться город, потому что рядом Манхеттен, и мы убежали в деревню на Лонг-Айленде. Там и сняли наш первый дом. Он был очень большой. В потолке гигантской комнаты были окошки. Просто невероятная фотостудия. Можно было попробовать стать свадебным фотографом.
И: – На самом деле, там была одна огромная комната, две малюсенькие и подвал. Для нас это было просто «супер». Там потихонечку и началось собирание барахла. В этом доме мы прожили ровно год.
В: – А потом Ирина Владимировна получила профессию риэлтора.
И: – Первым моим покупателем стал муж. Я ему продала дом, в котором мы и живем с 2000 года. С садом и бассейном, с большим подвалом, в котором был сразу же устроен бар. Вокруг огромный сад, полно птиц (у нас рядом птичий заповедник) – они поют, вьют огромное количество гнезд. У них там тоже квартирный вопрос решается. По осени, когда подрезаешь кусты, брошенные гнезда просто сыплются на землю.
Не было какого-то единого дизайнерского проекта – приехали, зашли в пустое помещение, распланировали, решили, как покрасить. Мы не собирались покупать новую мебель, шторы, посуду. Это все дорого и неинтересно. Ездили на «барахолки» и покупали картинки, которые еще не знали, куда будем вешать, и складывали пока в подвал; какие-то штучки, которые могут стоять на полу. Не очень ясно, для чего. Потом покрасили стены, все это вытащили из подвала, протерли и стали развешивать по стенам и расставлять. Потихонечку стали делать все остальное. Одна мебель сменялась другой, по мере того как появлялось что-то получше. Купили печку.
В: – К нам часто приезжают поэты (я же устраиваю различные литературные конференции), и каждый из них выбирает себе дерево и как-то его обозначает. Может быть, из-за этого появился рассказ «Мой маленький Иерусалим».
– Жаль, что мы не можем снять фрагменты вашего американского интерьера. Но интерьер московской квартиры родом оттуда.
Насколько мне известно, квартира в Москве появилась стараниями родителей, которые жутко тосковали по редко появляющимся в Отечестве детям?
В: – Да. Вообще эта квартира принадлежит родителям. Она появилась в результате обмена свердловской квартиры, что-то доплачивалось. Но безусловно, это очевидная ловушка – чтобы мы захотели вернуться.
И.: – Мы просили ничего не делать, оставить голые стены. Говорили, что привезем матрац и начнем жить. Но так как нас долго не было, родители поработали и над обстановкой (привезли мебель, шторы и так далее – по полной программе). Все, кто приходил в гости, тут же спрашивали: «А родители скоро придут?». То есть ясно было, что это не наша квартира, кто-то здесь состоятельный и серьезный живет, явно не мы. Академическая, строгая квартира, на диван с ногами не сядешь. Все было сделано красиво и с любовью. Но нам было как-то стыдно, как у поэта может быть такая квартира?
В.: – Даже стал читать книжку об этикете и хороших манерах…
И.: – Задача состояла в том, чтобы сделать из этой квартиры что-то более легкомысленное, дать дому какое-то иное настроение.
Начала с кабинета для мужа. Мы переместили спальню, чтобы самую удобную, самую квадратную комнату сделать кабинетом. Там устроили нишу со шкафами, в которую он тут же составил всю свою библиотеку. Туда же вписали и диван, чтобы было удобно и все перед глазами.
Всю мебель нашла через Интернет. Мне вообще казалось, что все надо просто привезти из Нью-Йорка. Постельное белье на всякий случай привезла. Какие-то безделушки, картинки – там все это дешевле. Но стол, например, не привезешь.
В.: – Стол для кабинета мы делали в Ивантеевке.
И.: – Такой стол в Москве в магазине можно купить за 2 тыс. долл. А мы поехали в деревню, нашли мебельную фабрику и заказали его за 500 долларов.
В.: – То есть здесь мы проявили навыки, приобретенные в Нью-Йорке.
И.: – Да. Задешево купить – это хорошо, а платить огромные деньги – это дурной тон.
Про шторы
И.:
– Ткань нашла в магазине индийской одежды в Америке. Это сари. Когда увидели вот эти чистые краски детских фломастеров, поняли, что это то, что нам надо. Сколько было кусков, столько и купили. Вот эта легкая конструкция создаст какую-то воздушность и заодно увяжет с уже имеющимися люстрами с золотом. То есть надо было обязательно, чтобы это все блестело желтым. Но когда встал вопрос о покупке желтой струны, это оказалось чудовищно сложным делом. Выяснилось, что в магазинах продаются только серебряные. Нашла в Канаде! На сайте компании, которая продает всякие антикварные штуки для вешания картинок. И у них купила пять 7-метровых моточков за два дня. Далее началась история с «крокодильчиками». Их мы нашли в Англии, в Манчестере. Доставки ждали почти 4 месяца. Но у этого интеллигентного англичанина были действительно самые дешевые «крокодильчики», которые куют опять же где-то в Индии. В общем, очень серьезно изучила вопрос. Узнала, что такую конструкцию в готовом виде могла купить примерно за миллион долларов. Мне все это обошлось в какие-то 70 «зеленых». В Америке купили кронштейны и золотую краску, чтобы их покрасить. Друг отца Вадима, академик, сверлил дырки и натягивал мне эти тросики. В общем, творчество было вполне коллективное.
Чемодан
Его история началась, когда семья тогда еще совсем молодого талантливого ученого получила первую отдельную квартиру.
В.: – Когда мне было лет 10, мы с дедом впервые спустились в подвал. Там были такие отдельные отсеки, почему-то по два на каждую квартиру. В одном из них мы вырыли погреб для картошки. А в другом нашли чемодан, (он остался от прежних жильцов). Ужасно обрадовался и притащил чемодан наверх. Понравилось, что в нем можно лежать, сидеть. Еще нравилось, что все остальное «чужое» – дом мамин, папин, дедушкин, а в чемодане мог хранить все свое барахло.
– И затем из квартиры в квартиру именно ты перетаскивал этот чемодан?
В.:
– В принципе да. Мне казалось, что это важная «персона». Когда родители уехали в Свердловск, чемодан остался со мной.
После отъезда Вадима в Америку эта важная «персона» осталась брошенной без хозяина. Но родители, исключительно из любви к сыну, не выбросили его на улицу, а мужественно дотащили до Москвы и бросили на даче в подвал.
Швейная машинка
Принадлежала еще Ириной бабушке. Ей машинку подарила помещица. Это было в Серпухове. Потом она путешествовала с семьей родителей Ирины: Серпухов – Мурманск – Белоруссия – Москва.
И.: – Практически круг завершен, поскольку Серпухов находится в 2 часах езды от Москвы.
В.: – Думаю, что красота должна быть связана с какой-то историей, которая за этой красотой стоит.
И.: – К счастью, так совпало, что у нас одинаковые представления о красивом.
О риэлторстве
– Почему ты этим занялась?
И.:
– Дело в том, что образование у меня экологическое (биофак заканчивала), а в США никакого образования не было. Кроме того, нужна была такая работа, чтобы имела возможность уезжать с Вадимом, когда он уезжает. А для этого важно, чтобы не было начальника и вместе с тем чтобы это был не мой собственный бизнес (который не бросишь). Быть риэлтором оказалось идеальным вариантом.
– Это там очень высокооплачиваемая работа?
И.:
– Зависит от того, сколько ты в это вкладываешь. Очень многие бросают такую работу в первые 3-4 месяца, потому что в это время ты ничего не зарабатываешь. Вообще эта работа приносит разные интересные знакомства. Например, появились приятели-греки, которые по ментальности ужасно похожи на русских – норовят всучить деньги в благодарность все время. Чего в Америке никто не делает…
– А часто ли приходится общаться с клиентами из России?
И:
– Там, где мы живем, нет русских. Меня часто принимают за француженку или норвежку. Муж у меня поэт. Это очень интригует. И на это клюют клиенты. Они со мной общаются, потому что им интересно.
– Есть ли какие-то вещи, ситуации, с которыми ты сталкиваешься в работе, типичные только для американцев и абсолютно нетипичные для русских, вообще для России?
И:
– Скорее наоборот. Есть вещи, которые обычны здесь, но невозможно представить, чтобы делались там. Там все просто. Например, в какую сумму оценщик оценил, на такую сумму и дается ссуда. Все на бумаге, все понятно. Никакой передачи наличности не происходит, ни в какой момент, нигде. Уже непосредственно во время подписания документа у адвокатов покупателя и продавца может не сойтись сумма (на 300–400 долл. максимум). И вот эта разница доплачивается уже непосредственно наличными. Поэтому американцам трудно понять, что происходит здесь. Например, моей подружке было очень сложно объяснить что-то своему жениху-американцу, когда они пытались купить квартиру в Москве. Он никак не мог понять, почему квартиру, которую он реально будет покупать, скажем, за 120 тысяч, оценят в 70 тысяч, и он должен будет тихонечко «под столом» передать остальные 50, и нигде на бумаге это написано не будет.
– А был ли случай в твоей практике, когда продавала бы такой красивый и замечательный дом, который хотелось бы иметь самой?
И:
– В том месте, где мы живем, жилье имеет гораздо более утилитарный характер, чем здесь. Ценится в основном функциональность. Поэтому нельзя сказать, что видела какой-то дом, что прямо «Ах!»…
Там другие требования – больше не к жилью (поскольку жилье, так или иначе, имеет характер временный, они не собираются там всю жизнь жить), но чтобы было удобно и очень часто, в первую очередь, чтобы был вид. То есть за вид платится гораздо больше денег, чем за саму постройку. Кому что нравится. Но в основном люди стремятся жить за городом. Поэтому, как в Подмосковье, где на маленьком кусочке поля может стоять огромный дворец – там такое продать невозможно. Там никто такое не купит – зачем мне это, такой гигантский дом и так мало земли?
В Америке дом строится в течение 3 недель. Весь цикл, начиная с рытья ямы. Через 3 недели уже коробка готова. Там все строится очень быстро. Где-нибудь в Канаде, где холодно, конечно, дольше.
– И все-таки, где ваш дом?
И:
– Там (не задумываясь – авт.).
– Пока или вообще?
И: – Не знаю…
В: – Думаю, что наш дом там, где родятся наши дети. Пока. С другой стороны… Ну, я кочевник, конечно. Если встану на каком-то одном месте, подумаю, что проиграл свою жизнь…
Беседу вела Марина Гончарова
P.S.
Когда верстался этот номер, из США пришло сообщение, что Ирина родила двойню – мальчика и девочку. От всей души поздравляем!


ИЗ ДОСЬЕ «КР»
В. Месяц — известный поэт, прозаик и переводчик. Автор и исполнитель собственных песен (два музыкальных альбома). Вскоре выйдет в свет его новая книга – уникальный поэтический эпос «Норумбега. Новые мифы о Хельвиге» и, возможно, начнутся съемки фильма о жизни современных российских эмигрантов в Америке, в основу сценария которого лягут сюжетные линии романа «Лечение электричеством».
Родился и учился в Томске, работал на Урале, кандидат физико-математических наук. Опубликовал более тридцати научных статей в области эмиссионной электроники. Не внял примеру отца, ученого с мировым именем, сделав своей основной профессией литературу. Издал семь книг поэзии и прозы. Живет и работает в США и в России. Гражданин РФ.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация