07:11:05
23 ноября 2024 г.

В Нескучном было весело

Путеводитель по МосквеСегодня как-то мало помнится, что живописный, обширный Нескучный сад, что близ Калужской заставы, в свое время был одним из самых любимых у москвичей.В немалой степени это было связано с тем, что здесь еще в XVIII веке появился новый тип городской усадьбы – увеселительный, рассчитанный на шумные приемы. Начало этому прекрасному уголку на берегу Москвы-реки положил Прокопий Демидов, один из представителей знаменитой металлургической династии, который выстроил здесь изящный дворец в классическом стиле.
Переселившись в 1750 году в Москву, П. Демидов решил заняться цветоводством. Его ботанический сад стал чудом своего времени. Под руководством академика Палласа на крутом берегу Москвы-реки около двух лет 700 человек разравнивали береговой склон, придавая ему форму амфитеатра. Каждая из пяти террас имела свои каменные оранжереи, где цвели невиданные растения. Любоваться ими сюда ездила чуть ли не вся московская знать.
Публике нравились эксцентричные выдумки хозяина, который нередко вместо гипсовых статуй расставлял на клумбах с диковинными цветами вымазанных мелом сторожей, которые окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение. Весть о говорящих статуях взбудоражила Москву, и народ валом повалил. Тогда-то и возникло нынешнее название – Нескучный сад. Но он служил не только для забав. Здесь ежегодно составлялись гербарии («травники»), которыми снабжались прежде всего ученые, а уж затем и «охочие люди». После кончины владельца вдова передала Московскому университету 4 тыс. гербарных листов, представлявших значительную научную ценность.
Купивший затем сад граф Алексей Орлов-Чесменский, великий мот и весельчак, перестроил все по-своему. В разных местах установил множество памятников, напоминавших о военных баталиях хозяина: гуляй, веселись, да только не забывай, у кого ты в гостях!
Наиболее заметными в Нескучном саду стали построенные Летний (в изящном итальянском стиле) и Ванный (образец классицизма) домики, Китайский мост, Египетская беседка и искусственный овраг с тремя легкими мостиками. После смерти Орлова сад начал увядать, а тут еще война 1812 года… Но в московский пожар дворец уцелел. Именно в нем дочь графа Орлова – Анна Алексеевна – в 1826 г. устроила бал, о котором долго вспоминали в обеих столицах. Бал был дан по случаю коронации Николая Первого, на нем присутствовали 1200 гостей, залы дворца освещали 7 тысяч свечей, которые доставили массу хлопот прислуге. В 1832 году Анна продает за 1,5 млн. рублей эту роскошную усадьбу Николаю Первому, который подарил ее своей супруге Александре Федоровне, с тех пор этот дворец и стал именоваться Александринским. Вскоре рядом с ним возвели по проекту Евграфа Тюрина Фрейлинский и Кавалерский корпуса.
В этом великолепном парковом имении всегда что-то возводилось. По императорскому указу «для увеселения московской публики» стали строить здесь «воздушный театр», то есть театр на открытом воздухе, декорациями и кулисами которого служили кусты и деревья. Артисты, правда, жаловались, что при малейшем ветерке «не слыхать ни слова», да и карканье многочисленных ворон изрядно мешало.
Москвичам новшество понравилось, тем более что летом все театры закрыты и спектакли на свежем воздухе, в окружении махровых роз и душистых фиалок, пользовались большим успехом. Во время антракта дамы перебегали из ложи в ложу, которые были живописно увиты плющом.
Летом 1830 г. этот открытый театр в Нескучном посетил с невестой Александр Сергеевич Пушкин. Артисты тут же бросили репетицию и, «пока он осматривал сцену и места для зрителей, они толпой ходили за ним, не сводя глаз ни с него, ни с невесты».
Обычно в Нескучный приезжали целыми семьями, с детворой и няньками, шумом и гвалтом, своими коврами и подстилками, посудой и продуктами. В определенном месте можно было получить кипящий самовар, свежее молоко – ну чем не рай на природе!
В конце XIX века Нескучный и Александринский (близ Президиума РАН) сады стали летней резиденцией великого князя и московского генерал-губернатора Сергея Александровича. В связи с реальной угрозой террористических актов со стороны боевиков-эсеров в 1904 г. парк для публики закрыли. А Сергей Александрович, как известно, все же был убит в Кремле эсером Каляевым в начале 1905 года.
В советское время Нескучный стал первым в стране парком культуры и отдыха. Увеселительная, аттракционная его часть находилась ближе к Крымскому мосту, а «отдыхательная» – от Пушкинской набережной и почти до бывшего Андреевского моста Окружной дороги. Сам же Александринский дворец, эта жемчужина в ожерелье нашего города, был отдан Центральному музею народоведения. Затем этнографические коллекции убрали и устроили там изумительный Музей мебели. Вспомним, что писатели Ильф и Петров, ознакомившись с богатейшей коллекцией мебели, не случайно именно туда направили своих героев.
В 1935 году на знаменитых террасах бывшего ботанического сада Демидова был построен летний Зеленый театр, где долгие годы под открытым небом проходили торжественные заседания, праздничные концерты, олимпиады искусств, выступали лучшие наши артисты. В далеком 1934 г. Академия наук из Ленинграда была переведена в Москву, для Президиума Академии отвели Александринский дворец в Нескучном. На долгие годы там устроились ученые; это был народ аккуратный, и все находилось в примерной сохранности. Сохранилась отделка, росписи, лепнина, роскошные двустворчатые, высоченные двери и масса иного, памятного.
Ныне же, с постройкой для Академии наук нового небоскреба на берегу Москвы-реки, старое здание наверняка получит иное предназначение.
До сих пор перед Александринским дворцом сохранился чудный фонтан работы знаменитого скульптора И.П. Витали. Этот фонтан в стиле итальянского Ренессанса – группа играющих путти (младенцев), – был в 30-е гг. снят с Лубянской площади. Кстати, еще один фонтан Витали с массивной чашей-водоемом благополучно стоит и ныне на Театральной площади Москвы.
В 40-е годы старая Калужская дорога, являвшаяся одной из четырех естественных границ Нескучного сада, изменив траекторию, стала Ленинским проспектом, а часть прилегающей к саду земли застроена массивными жилыми зданиями. Вот такая непростая история у этого уголка старой Москвы.

Юлиан Толстов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация